Развернуть схемуСвернуть схему

О проекте МЦД

О проекте

Московские центральные диаметры – один из самых крупных и ярких транспортных проектов, которые реализовали в России за последние годы. Основной целью была интеграция пригородных электричек в систему городского транспорта Москвы.

Первые две линии МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» были запущены в ноябре 2021 года. За счет их запуска улучшилась транспортная доступность более 5,6 млн москвичей и жителей Подмосковья. Запуск МЦД смог изменить транспортные привычки москвичей.

В 2023 году за счет запуска двух новых линий МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» количество станций увеличилось почти вдвое до 137 станций.

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» создал новую ж/д линию длиной 85 км, которая соединила Зеленоград и Раменское. Новый диаметр улучшил транспортную доступность 24 районов Москвы и 4 городов Московской области.

Четвертый диаметр стал новым сквозным маршрутом, который прошел через столицу с запада на восток и соединил районы Подмосковья – Апрелевку и мкрн. Железнодорожный г. Балашиха. Он стал самой протяженной рельсовой артерией в столице и существенно разгрузил Кольцевую линию метро. С запуском МЦД-4 завершилась интеграция радиальных ж/д направлений с МЦК: появились две новые пересадки на МЦК – Кутузовская и Москва-Сити.

Пассажиры новых диаметров получили тактовое расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик до 5-7 минут и новые маршруты. МЦД полностью интегрированы в единую билетную систему оплаты городского транспорта. Между МЦК, метро и диаметрами – бесплатные пересадки.

Подвижной состав

Специально для Московских центральных диаметров были разработаны поезда «Иволга».

Каждый поезд оборудован широкими дверьми (1400 мм), что облегчает посадку и высадку пассажиров, поручнями для удобного и безопасного проезда стоя. Пассажирские кресла расположены «лицом к лицу», а над ними предусмотрены полки для багажа. Кроме того, поезда оборудованы креплениями для велосипедов, разъемами для зарядки мобильных устройств и информационными табло с указанием времени, маршрута следования и наименования ближайшей станции.

В поездах работают системы климат-контроля и обеззараживания воздуха. Помимо этого, поезда «Иволга» отлично приспособлены для проезда маломобильных пассажиров. Для инвалидных колясок предусмотрены надежные крепления и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

На МЦД-3 курсирует современный поезд «Иволга 3.0». По сравнению с предыдущими версиями он стал ещё быстрее: поезд способен разгоняться до 160 км/ч. Также стало больше сидений, добавили подлокотники, беспроводные зарядки в приоконные столики, крючки для личных вещей. В «Иволге 3.0» есть ещё одна новинка – зарядки для электросамокатов.

Последнее поколение «Иволг» представлено моделью 4.0. Они курсируют на МЦД-3 и МЦД-4. Главное отличие этих поездов - это большее количество дверей, в новом поезде их увеличили до 3 в промежуточных вагонах. Благодаря этому пассажиры смогут быстрее войти в вагон или покинуть его, что в будущем позволит уменьшить время стоянки поезда, сократив общее время в пути.

«Иволги» последнего поколения на 97% состоят из отечественных комплектующих и собираются на Тверском вагоностроительном заводе.

Подвижной состав на первых двух диаметрах обновлен на 100%. Здесь ходят поезда «Иволга», ЭП2Д и «Аэроэкспресс». Любой электропоезд, попадающий в зону Московских центральных диаметров, кроме экспрессов, становится поездом МЦД. Также, на МЦД-1 на участке от Одинцово до Окружной в режиме МЦД курсируют поезда «Аэроэкспресс».

Схема МЦД

Интерактивная схема

Оплата проезда на МЦД

На диаметрах действуют 3 тарифные зоны:

  1. «Центральная» — для поездок в пределах Москвы:
  2. МЦД-1 — в границах станций Марк — Сетунь,
    МЦД-2 — в границах станций Волоколамская — Остафьево,
    МЦД-3 — в границах станций Ховрино — Ухтомская,
    МЦД-4 — в границах станций Внуково — Реутов.

    Также в эту зону входят Ленинградский, Казанский и Киевский вокзалы, а еще участок от Солнечной до Новопеределкино на МЦД-4.

    Стоимость разовой поездки на МЦД по Москве в пределах «Центральной» зоны равна стоимости поездки на других видах городского транспорта (метро, МЦК, автобус, трамвай и электробус) по тарифу «Кошелек» карты «Тройка», либо по стоимости поездки других типов билетов, которые можно записать на карту «Тройка».

    В 2024 г. поездка по тарифу «Кошелек» составляет 57 рублей.

    «Центральная» зона МЦД входит в единую Московскую тарифную зону по аналогии с МЦК: стоимость поездки по цене разового билета на метро и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД.

  3. Зона «Пригород» действует за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и до конечных станций МЦД Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск, Зеленоград-Крюково, Ипподром, Апрелевка, Железнодорожная.
  4. Разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 76 рублей.

    Также действует бесплатная пересадка на МЦК, метро и МЦД.

  5. «Дальняя» зона начинается за границами МЦД.
  6. Если пассажир едет от станции, не входящей в МЦД, то стоимость поездки при оплате билетом «Кошелек» карты «Тройка» складывается из трех составляющих: 40 рублей при валидации на вход + по 34 рубля за проезд по каждой тарифной зоне за границами МЦД + 70 рублей при въезде в зону МЦД «Пригород». В случае обратной поездки из зоны МЦД «Пригород» стоимость поездки составит 76 рублей при валидации на вход и далее по 34 рубля за проезд в каждой тарифной зоне за границами МЦД.

    Как только пассажиры въезжают в границы МЦД, они получают право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД.

    При желании оплатить проезд на МЦД можно действующими билетами пригородных поездов, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.

    Границы зоны «Дальняя»: Дмитров, Кубинка, Новоиерусалимская, Чехов, Клин, 88 км, Нара, Крутое.

Бесплатная пересадка на метро и МЦК

С МЦД можно бесплатно пересесть на метро, МЦК и другие диаметры и обратно при оплате картой «Тройка» или банковской картой.

Для того, чтобы у пассажиров стало больше возможностей строить разные варианты поездок, время действия бесплатной пересадки увеличили с 90 до 120 минут для ряда маршрутов третьего и четвертого диаметров:

Маршруты на МЦД-3:

Ипподром, Раменское — Ховрино, Лихоборы, Петровско-Разумовская
Зеленоград-Крюково, Фирсановская — Вешняки, Выхино, Косино

Маршруты на МЦД-4:

Железнодорожная — Аминьевская
Апрелевка, Победа — Чухлинка, Нижегородская, Серп и Молот, Курская
Кокошкино, Толстопальцево — Чухлинка, Нижегородская
Лесной Городок — Чухлинка
Крекшино, Санино — Чухлинка, Нижегородская, Серп и Молот

Для бесплатной пересадки при выходе со станции МЦД необходимо приложить карту к валидатору или турникету. Без валидации билета на входе и выходе получить бесплатную пересадку пассажир не сможет.

При пересадке между диаметрами на станциях Белорусская, Площадь трех вокзалов и Курская повторно прикладывать карту к турникету или валидатору не нужно, а для бесплатной пересадки на остальных станциях, в том числе на метро и МЦК, необходимо валидировать карту на входе и выходе.

Если пассажир воспользовался действующими билетами пригородных электричек, бесплатной пересадки на метро, МЦК и другие диаметры не будет.

Билеты, которые действуют на МЦД

Помимо тарифа «Кошелек» карты «Тройка» — в «Центральной» зоне МЦД пассажиры могут использовать для оплаты проезда все билеты Московского метрополитена, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню — это билеты на 60 поездок (3420 рублей), 1 сутки (340 рублей), 3 суток (650 рублей), 30 дней (2870 рублей), 90 дней (6950 рублей) и 365 дней. (20500 рублей). При этом, данные абонементы не действуют за пределами зоны «Центральная».

В зоне «Пригород» пассажиры могут воспользоваться абонементами на 30 дней (3450 рублей), 90 дней (8850 рублей) и 365 дней (25700 рублей).

На МЦД не действуют бумажные билеты «Единый». Это связано с техническими ограничениями чипа, используемого в бумажном носителе.

Также для оплаты проезда можно воспользоваться действующими ж/д билетами, однако при их использовании не будет действовать бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры.

Некоторые турникеты и валидаторы на всех станциях МЦД оборудованы терминалами для бесконтактной оплаты проезда. Пассажиры могут расплатиться картами, поддерживающими технологии PayPass/PayWave, альтернативным носителем банковских карт и смартфонами с приложением MirPay. При бесконтактной и безналичной оплате — стоимость проезда на МЦД составит при поездке по «Центральной» зоне — 64 рубля, а по зоне «Пригород» — 83 рубля.

Пересадка с МЦД на МЦК или метро при оплате бесконтактным способом также будет бесплатной.

Пересадка на наземный городской транспорт

При оплате картой «Тройка» стоимость пересадки с МЦД на автобус, трамвай или электробус составит:

  • при поездке по «Центральной» зоне — 28 рублей (по билету «90 минут»);
  • при поездке из зон «Пригород» и «Дальняя» — 57 рублей (стоимость полного билета).

Частые вопросы

Название проекта «Московские центральные диаметры» (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта и по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена. В том числе разработаны единые билетная и навигационная системы. Кроме того, по МЦД курсируют новые современные поезда «Иволга», по качеству перевозок и уровню сервиса не уступающие поездам метрополитена и Московского центрального кольца. Аббревиатура «МЦД» отражает в себе особенности диаметрального движения нового вида городского транспорта, она была выбрана совместным решением Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».

В настоящее время «Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с Московским центральным кольцом (далее — МЦК). Стоимость одной поездки по билету «Кошелек» составляет 57 рубля, пересадка между метро, МЦК и МЦД бесплатная. Помимо этого, в «Центральной» зоне действуют все существующие абонементы метро, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню – это билеты на 60 поездок (3420 рублей), 1 сутки (340 рублей), 3 суток (650 рублей), 30 дней (2870 рублей), 90 дней (6950 рублей) и 365 дней (20500 рублей). При этом абонементы не действуют за пределами зоны «Центральная». Выезд в зону пригород по ним невозможен.

Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» в зоне «Пригород» в 2023 г. стоит 76 рублей с возможностью бесплатной пересадки на пересадочные станции метро и МЦК. В зоне «Пригород» пассажиры также могут воспользоваться абонементами на 30 дней (3450 рублей), 90 дней (8850 рублей) и 365 дней (25700 рублей). При этом для выезда в «Дальнюю» зону, которая находится за пределами станций МЦД, необходимо будет приобретать существующий пригородный абонемент, либо оплачивать всю поездку «Кошельком» карты «Тройка».

При разработке дизайна поезда «Иволга», и при решении вопроса расположения сидений, акцент был сделан на создание единого светлого пространства. Встречное расположение кресел признано оптимальным для современного городского транспорта и наиболее практичным для поездок. Такая рассадка пассажиров увеличивает количество свободного места в вагонах и позволяет большему количеству человек расположиться в салоне с комфортом.
Поезда «Иволга» оборудованы креплениями для велосипедов, расположенными в головных вагонах состава – по четыре в каждом. Провоз велосипедов на МЦД бесплатный.
Развернуть схему