Привет друзья, это Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом!
Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».
Борис Заходер
Московский метрополитен уже давно стал одним из символов и главных ориентиров в столице. Любого из нас наверняка не раз в джунглях домов останавливал расстрянный прохожий фразой: «Не подскажете, как добраться до метро?». И мы терпеливо объясняли ему, и неистово махали рукой туда, где по нашим предположениям находилась ближайшая станция подземки. И кричали ему в спину:
«Вот там, уже за тем домом увидите горящую красную букву…».
Любой москвич или гость столицы, пусть даже никогда не пользующийся метро, практически всегда ориентируется в Москве по станциям: «Я на «Третьяковской»... Уже перехожу на «Китае…». А на поверхности нам часто помогает найтись ярко-красный символ нашего метро, видный издалека даже в зимнюю метель.
У каждого метрополитена в мире есть свой логотип. У Московского метрополитена – это буква «М». Мы привыкли к ней, и нам порой кажется, что она не изменялась никогда. Но за свою более чем 85-летнюю историю наша «эМ»-ка преображалась неоднократно.
Фото предоставлено студией Артемия Лебедева
В начале 1934 года, когда Московский метрополитен ещё активно строился, был объявлен конкурс на создание символа московского метро. Объявление о конкурсе опубликовали в газете, предложив разработать символ метро обычным людям. Необходимо было придумать единый характерный символ для всего метрополитена: для входа в метро; для знака, прикрепляемого к углу здания; для знака, установленного на специальной тумбе или высокой мачте. Самым главным требованием к нему была узнаваемость.
Фото предоставлено студией Артемия Лебедева
Однако открытый конкурс результатов не принёс – комиссия отвергла все 97 присланных вариантов. Задачу разработки логотипа решили доверить профессионалам – архитекторам, которые работали над проектами первых станций метро. В итоге, по дошедшим до нас историческим свидетельствам, автором логотипа московского метро стал архитектор Иван Таранов, который вместе со своей женой Надеждой Быковой разработал проект станции «Сокольники».
Весной 1935 года на фасадах зданий и павильонов станций метро появился символ абсолютно новой для Москвы системы общественного транспорта – большая буква «М». Кроме этого появились и световые надписи «МЕТРО». Все они выполнялись объёмными с электрической подсветкой в ночное время.
Как ни странно, но символ «М» не имел каких-либо определённых стандартов и часто использовался в качестве декора. Спустя несколько лет от использования массивных букв «МЕТРО» отказались, но полюбившаяся пассажирам буква «М» на входах в метро осталась. С открытием в 1950 году Кольцевой линии появились первые стандарты символа, устанавливаемого на вестибюлях станций – это была буква «М» с нижними засечками серого цвета и ярко- красной неоновой трубкой, которая подсвечивалась в ночное время.
В 1967 году институт Метрогипротранс разработал новую систему указателей для метрополитена. И о главном символе нашего метро они не забыли – отныне символ «М» должен был стать одинаковым и на схемах, и на билетах, и на вестибюлях. Однако навигация была внедрена только частично, а символ так и не стандартизировался – печатная версия продолжала развиваться отдельно от того символа, что размещался на вестибюлях и станциях. Сначала она получила чёрную окружность вокруг буквы «М», а в 1980-х годах сменила её на символическое очертание тоннеля синего цвета.
В начале «лихих девяностых» символ входа в метро стал выполняться из каркаса-очертания буквы без засечек, а в 1996 году стал сплошным со светоотражающей поверхностью серого цвета и красной гирляндой по контуру символа. Печатный символ в то же время начал широко использоваться в объявлениях, рекламе, на схемах и билетах. И снова при этом никаких строгих стандартов не применялось – сколько было тогда нарождающихся дизайнеров, столько символов метро и возникало.
В 2013 году, когда в Москве началась программа обновления общественного транспорта, навигацию было решено также привести к единому формату. И вот в 2014 году Студия Артемия Лебедева, изучив абсолютно все варианты изображения буквы «М» за восемь десятков лет, стандартизировала красный символ нашего метро в строгом начертании. Таким образом, впервые за всю историю
Московского метрополитена, символ над входом и печатный стали братьями-близнецами. А ярко-красным «М» над входами в метро добавили ещё и цветные кольца в цвет линий.
Но какие бы метаморфозы не случались с легендарным символом нашего метро – он всегда сохранял свою узнаваемость и служил для нас маячком: пассажиры точно знали, что двери станций метро для них приветливо открыты. Даже в такие сложные дни, которые мы пережили в этом году. Москвичи всегда уверены, что их поездка на метро будет самой точной по времени! И так уже 85 лет!
В следующей колонке мы расскажем вам об истории навигации на станциях метро.
Материал подготовлен совместно с обществом коллекционеров "Наше метро".