4 января 2021

Есть такая профессия - женщины машинисты!

Привет друзья, это Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом! 



Традиционно было принято считать, что основная профессия московского метро – машинист электропоезда – исключительно для мужчин. Но с этого года, после перерыва продолжительностью почти в четыре десятилетия, она вновь стала доступной и для представительниц прекрасного пола. 3 января первый поезд под управлением женщины-машиниста вышел на Филёвскую линию. А работали ли женщины машинистами в метро? Когда это было? Почему был объявлен запрет? Об этом вы узнаете в авторской колонке заместителя начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павла Ковалёва и Общества коллекционеров «Наше метро».

Зинаида Троицкая
 
Обычная девчонка, выросшая в семье железнодорожника, дни напролёт пропадала на работе у отца – слесаря по ремонту паровозов депо Москва-Сортировочная. В 1930 году она с отличием окончила железнодорожное училище и пришла работать в депо слесарем по ремонту паровозов. Ударным трудом и упорством Зинаида Троицкая добилась включения в группу подготовки помощников машинистов паровозов. Эти курсы она закончила с отличием! Машинист в бригаде, с которым она водила пассажирские поезда от Москвы до Рязани, сам обратился к руководству дороги с ходатайством направить её учиться на машиниста. В 1935 году Зинаида Троицкая стала первой в СССР, и весьма вероятно, что и в мире, женщиной-машинистом паровоза.

Прошёл год и в 1936 году Зинаида Троицкая, ставшая к тому времени орденоносцем и машинистом 1 класса, через газету «Гудок» бросила клич: «Женщина, на паровоз!» И призыв был воспринят. Не желали отставать и молодые работницы Московского метрополитена, входившего в то время в состав Народного комиссариата путей сообщения. Уже в том же году, три начальника поезда (так тогда называли помощников машиниста), добились разрешения сдать экзамены на право управления поездом метро.

Оксана Пинчук

Первой сдавать экзамен на машиниста метро пришла Оксана Пинчук. Сначала она работала на строительстве метро, а в марте 1935 года, в числе лучших метростроевцев, была направлена для дальнейшей работы в метрополитен. К тому времени Оксана Пинчук была награждена знаком «Ударнику Сталинского призыва». Первый в истории метрополитена выпускной экзамен для женщин, назначенный на 25 декабря 1936 года, продолжался несколько часов и прошёл с особым пристрастием. Когда Оксана ответила на все поставленные вопросы по правилам эксплуатации и устройству вагонов, и спрашивать уже стало нечего, строгая мужская комиссия вынесла вердикт – женщинам-машинистам на метрополитене быть!

Об успешной сдаче женщинами экзамена на право управления поездами метрополитена вскоре сообщила газета «Советский метро». Первых женщин-машинистов в конце 1936 года в Московском метрополитене было уже трое - Пинчук, Блинова и Макарьева.

Екатерина Мишина

Перед войной в метро уже работало несколько десятков женщин–машинистов. Среди них стали появляться лидеры. Например, Екатерина Мишина, получившая право управлять поездами метро весной 1937 года. К марту 1942 года под руководством машиниста 2-го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый на метрополитене женский поезд, который вышел на линию 8 марта 1942 года. Он же стал и первым в московском метро именным поездом – «Поезд 8 марта» Массовый приход женщин на работу в метро в годы Великой Отечественной войны был крайне необходим – многие метрополитеновцы, в том числе и машинисты, несмотря на бронь ушли на фронт. А женщины в те годы освоили много специальностей, считавшихся до войны преимущественно «мужскими». Например, в годы войны после окончания многочасовой смены машиниста было принято спускаться в смотровую канаву и выполнять слесарные работы по ремонту и обслуживанию вагонов.

В 1945 году из железнодорожной системы в метро переводится Зинаида Троицкая, прошедшая тому времени фантастический трудовой путь и ставшая генералом-директором тяги III ранга. Связав свою судьбу с метрополитеном, она проработала в нём более 30 лет заместителем начальника метрополитена по кадрам и социальным вопросам. Именно она в конце 1960-х годов стала идейным вдохновителем и одним из создателей Народного музея Московского метрополитена.

После войны помощниками машиниста и машинистами работало много женщин, большинство из которых заложили основу многочисленных трудовых династий. Так продолжалось вплоть до начала 80-х годов прошлого века, когда, по ряду причин, ВЦСПС выпустил постановление, запрещающее женщинам работать машинистами и помощниками машинистов поездов метро.

Учитывая, что к тому времени на метрополитене машинистами и помощниками машинистов работало много женщин, то им разрешили продолжать работу. Но новых принимать на обучение перестали. Единственным исключением из этого правила стала Екатерина Мозгалова, которой после многолетней работы помощником машиниста, всё-таки разрешили сдать экзамен на машиниста. После этого она проработала в метро до середины 1990-х годов и ушла на пенсию машинистом первого класса.

Самой последней женщиной-машинистом метро была Наталья Корниенко, трудившаяся в электродепо «Северное» до 2014 года, управляя поездами на Сокольнический линии.



Прошли годы. Подвижной состав московского метро менялся, кабина поезда становилась просторнее, тише и комфортнее. Улучшилась эргономика пульта управления, максимально автоматизировались функции, которые ранее выполнялись вручную. Эти изменения дали все основания Минтруду разрешить женщинам вновь вернуться в интересную и престижную профессию – машинист метро.

Сегодня 12 женщин-машинистов уже прошли обучение и приступили к своим обязанностям. Первая из них, машинист электропоезда Мария Яковлева 3 января 2021 года уже отправилась из электродепо «Фили» в свой первый самостоятельный рейс по Филёвской линии.


Материал подготовлен совместно с обществом коллекционеров "Наше метро".

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе