С 20 ноября в ЦАО и ЮАО поменяется сеть маршрутов наземного транспорта. Подробнее
15 октября

Зачем в Москве меняют названия остановок?

Названия остановок — это не просто наименования, которые помогают отличать их друг от друга. Это также подсказка, куда едет автобус и на что можно пересесть. Многие названия в Москве устарели или содержат упоминания объектов, которые больше не существуют.

Чем короче — тем проще разместить на схеме

Даже самые крупные носители ограничены своим размером. Длинные названия тяжело размещать на флагах, схемах и табло.

Мы стараемся сократить названия, убираем слова «улица», «станция» и «район», где это возможно.

Например, если остановка названа по центральной улице, которая является самостоятельным топонимом: Серпуховский Вал, Новый Арбат.

У нас появились новые конечные, например, «Улица Борисовские Пруды, 48». Но это название слишком длинное. Конструкция «улица+дом» используется, только если рядом нет никаких других мест притяжения. Но в случае с этой остановкой оно есть.

Название должно быть узнаваемым и не создавать путаницу

Важно, чтобы как минимум конечные остановки назывались по наиболее популярным объектам.

Например, конечная трамвая 3 — «Балаклавский проспект», а расположена около метро «Чертановская».

Если назвать её по метро, то большее количество пассажиров поймёт, куда именно едет трамвай, когда будут выбирать маршрут в центре.

Одна из остановок в Зябликово называется по несуществующему уже 17 лет Госсанэпиднадзору. Поэтому с ноября она будет называться «Роспотребнадзор».

Сюрпризом для пассажиров иногда оказывается, что если автобус едет до «Фили», то это не те «Фили», где метро и МЦД.

Чтобы исправить эту путаницу, мы переименовываем остановку в «Парк «Фили» с 23 октября.

Зачем мы актуализировали названия в Северном Чертанове?

Недавно Москва обсуждала наше переименование конечной остановки в Северном Чертанове. Наша ошибка была в том, что мы не донесли на объявлениях, почему мы переименовываем эту остановку. Местные жители знают почему, а за пределами района новость вызвала недоумение.

Если коротко, есть два совершенно разных топонима:

Чертаново Северное — огромный административный район между Битцевским парком и промзоной Царицыно

Северное Чертаново — маленький микрорайон с экспериментальной застройкой около Битцевского парка, расположен внутри упомянутого крупного района. В Северном Чертанове у жителей нет названий улиц, их адрес как в Зеленограде состоит из названия микрорайона и номера дома.


Мы изменили название конечной автобуса 968 на «Северное Чертаново», потому что этот маршрут работает специально для жителей микрорайона. В будущем при подобных переименованиях мы постараемся объяснять причину на объявлениях

Зачем на перекрестках остановкам одинаковые названия?

Есть две причины, почему мы стараемся использовать общие названия на пересечениях

1. Допустим, мы стоим у метро и нам нужно доехать до рынка, который расположен на пересечении улиц. Туда едет два разных автобуса. Сложность для пассажира, который направляется туда впервые — неочевидность, что эти две разные остановки по сути являются одной.

2. Другая причина в том, что при создании схем и карт очень тяжело подписать все остановки. Дизайнеры стоят перед выбором: либо детализация, либо понятная схема. Если подписать на схеме абсолютно всё — она может быть сложной для понимания

Почему мы отказываемся от названий остановок по коммерческим объектам?

В Орехово есть две остановки «Универсам» на разных улицах. Когда-то они были названы по магазинам. Но по Федеральному закону мы не можем размещать в названии остановки рекламу, так как это может привести к ограничению или устранению конкуренции.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Поэтому подобные остановки сегодня называются либо по другим объектам, либо переименовываются в «Торговый центр» и «Универсам»

Однако закон подробно не описывает, как называть остановки около крупных торговых ТЦ «МЕГА» или «Тройка», куда даже ездят отдельные маршруты.

Почему мы не можем сохранять старые топонимы в названиях?

Городской закон запрещает называть остановки по объектам, которые не существуют. Даже если эти объекты — когда-то уютные и знакомые жителям советские магазины.

Статья 11 Закона города Москвы от 08.10.1997 № 40 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы»

«В названиях остановок наземного транспорта мемориальная мотивация может быть связана только с уже существующими названиями географических и иных объектов города»

Работа над названиями продолжается

В Москве более 12 тысяч остановок автобусов и трамваев, мы продолжаем актуализировать их названия. Но основные принципы уже сформированы, названия должны быть:

  • не длинными, особенно для конечных остановок;
  • актуальными и узнаваемыми;
  • максимально уникальными в пределах транспортной системы;
  • едиными на пересадках;
  • не содержащими рекламу;
  • привязанными к существующим объектам.
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе