История Московской билетной системы. Часть 1

20.11.2020

Всем привет, это Максим Ликсутов!

Если театр начинается с вешалки, то транспорт начинается с билетной системы. Она должна работать качественно и быстро – от малейшей задержки на турникете зависит гораздо больше, чем можно представить.

Сегодня расскажу про то, как все начиналось. Первыми были опытные экземпляры картонного билета в 1935 году. Кстати, их было выпущено шесть вариантов, отличающихся по дизайну. Как сейчас бы сказали, «пилотный проект». Даже был «пригласительный билет» на одну поездку. 

Наряду с самими билетами осенью 1934 года начали разрабатывать турникеты, которые были «заточены» на прием жетонов, но испытания прошли неудачно. Жетоны застревали, и такой способ давал малую пропускную способность. От них тогда отказались, как и от турникетов. 

В итоге с 15 мая 1935 года в оборот вошли картонные билеты двух видов: розовые с серым рисунком и серым же текстом, а также – желтые с зеленым рисунком и текстом. Розовые – для поездок от Сокольников, желтые – по направлению к Сокольникам. А проверяли их контролеры вручную – сейчас такое представить даже невозможно. 

В 1935 году появилась первая автоматическая касса, которая работала по принципу киноленты, передвигая рулонные билеты. Позже они начали распространятся массово. Уже тогда билетная система Московского метрополитена была передовой: касса отличалась от мировых аналогов надёжностью и нетребовательностью к обслуживанию.  

Сегодня вряд ли многие знают, что абонементы и билет «Единый» на несколько видов транспорта впервые появились в 1939 году. 

Уже тогда они пользовались огромным спросом, потому что решали сразу две важнейшие задачи: не нужно было покупать новый билет на другой вид транспорта и нет необходимости постоянно приобретать разовые проездные. 

Тоже сложно поверить, но персонализированные абонементы появились еще в 50-60-ые года. Тогда в билеты вклеивалась фотография владельца, чтобы его можно было идентифицировать. Как говорится, все новое – хорошо забытое старое. 

 

В конце 50-х годов началось внедрение первых турникетов, а 1961 год ознаменовался их появлением на постоянной основе на всех станциях. 

Из вестибюлей исчезли шеренги «живых» контролеров, и вся тяжесть этой работы легла на технику. В метро начали проходить по «пятачкам» - монете номиналом 5 копеек и весом в 5 граммов. 

Они стали просто символом метрополитена на многие годы, вплоть до 1991 года, когда цена на проезд стала расти. Появились жетоны, которые окончательно вышли из оборота в январе 1999 года.

Кстати, сейчас мы сделали «ностальгические» жетоны-тройки с чипом внутри. 

В 1993 году в рамках эксперимента начали продавать магнитные билеты, а уже в 1996 году их применение стало массовым. Их пропускали через валидатор, а на обратной стороне отпечатывалась вся необходимая информация: срок действия билета, количество поездок, дата прохода. 

А в сентябре 1998 года впервые появились транспортные карты с чипом. Система работала значительно быстрее чем старая, но имела ряд недостатков:

- Отсутствие выгодных длинных абонементов, и, как следствие, высокую долю разовых билетов (более 85%). Типичной картиной были очереди в кассы: среднее время в очереди составляло до 10 минут, а в начале месяца очереди были до 30-40 минут.

- Отсутствие выгодных абонементов пользователей нескольких видов транспорта и билета для пассажиров, пользующихся метро нерегулярно: пассажиры часто имели отдельный билет на автобус и на метро, а нерегулярные пользователи постоянно покупали разовые билеты, увеличивая и без того большие очереди.

Ещё одна проблема старой системы наличие многих «заплаток»-доработок старого кода и права на исходные коды системы – они принадлежали частным лицам, что значительно осложняло любые доработки и эксплуатацию системы. При этом, архитектура и оборудование, на котором работала система, устарели, что вызывало периодические сбои в работе системы под нагрузкой, особенно в часы пик. Помимо этого, применялись не самые защищенные стандарты шифрования.

2 апреля 2013 года в обращение ввели уже нам привычную карту «Тройка». 

Сейчас их выпущено уже более 35 миллионов! Главная особенность и отличие от всех остальных – возможность записи на нее любого типа билета, поддержка сложных пересадок между всеми видами транспорта, а также оплата с электронного кошелька. Так началась «новая эпоха» билетной системы столичного транспорта. Эпоха, в которую очередь из 4 человек в кассе считается большой, эпоха пополнения карты с телефона, эпоха, в которую не нужно думать о разных билетах на разный транспорт: всё работает с одной картой в единой билетной системе. Сегодня она признана самой лучшей в мире и поддерживает самое большое количество способов оплаты проезда, программу лояльности и открывает возможности для любых настроек: от запуска автоматической проверки пропусков, которую мы организовали в пандемию всего за 7 дней до скидок в определенные часы работы.

Вообще, история "билетки" столичного метро настолько увлекательна и популярна, что существует целое Общество, объединяющее тематических коллекционеров - "Наше метро".

На этом пока все, в следующей колонке подробно расскажу о том, над чем мы работаем сейчас и какие новшества ждут столичных пассажиров уже в этом году.