Привет! Здесь снова «Музейная среда» и я, Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы.
Каждый художник мечтает о месте на стене в Третьяковской галерее. Прямо с московских улиц, не сходя с дистанции, троллейбус вошел в музейную историю с почетом и уважением.
А еще он остался на улицах города — «живой» экспонат Музея следует по «музейному маршруту «Т». Многие из вас уже видели его — он ходит вокруг площади трех вокзалов, мимо здания будущего Музея Транспорта Москвы на Новорязанской ул., 27. Почти 4 километра в пути, 8 остановок и масса интересного по сторонам. Что именно — мы будем рассказывать в хрониках «музейного маршрута «Т», знакомить с его активностями и героями.
О главном: кто с нами на этом пути
Сегодня на этой линии пассажиров возят самые «молодые» представители троллейбусной семьи, СВАРЗ-МАЗ-6275. А еще мы работаем над тем, чтобы там же периодически ходили красавцы ЗиУ-5 из нашей коллекции. Сейчас «зИушки» проходят технические и эксплуатационные тесты — безопасность превыше всего. И мы приложим все усилия, чтобы на маршруте, со всем пиететом к раритетной технике, появлялись те самые ретро-троллейбусы, которые впервые вышли на улицы города 60 лет назад и еще помнят живых кондукторов.
Поделюсь знаниями про легендарный ЗиУ-5. Улыбнулась, когда впервые увидела этот троллейбус в стенах нашего музея — ярко-синий, с удивительно доброй «физиономией». Как из старого мультфильма. А, между прочим, когда-то это была инновационная машина, совершившая настоящую революцию. Технические «ноу-хау», реализованные в ЗиУ-5, не теряли свою актуальность до начала ХХI века. Хотя выпускать эту машину начали в 1959 году на Заводе имени Урицкого, в городе Энгельс Саратовской области.
ЗиУ-5 пришли на смену надежному, но очень неудобному троллейбусу МТБ-82. Для водителей и пассажиров новинка стала сенсацией. Прежде всего, труд водителя стал значительно легче благодаря новой системе управления. Это было важно, так как «рогатыми» машинами уже в то время часто управляли женщины. Хотя размеры не изменились, водитель, после МТБ, как будто пересаживался со старого грузовика на современную легковушку.
За счет изменений конструкции дверей пассажирам стало гораздо легче заходить и выходить из салона, не распихивая друг друга локтями. Внутри кузов обшили фанерой, металлические детали хромировались, а резиновое покрытие скрывало пол из досок. Окна сделали максимально высокими, чтобы в троллейбусе было светло. Такую машину оценили не только на Родине, но и за рубежом. ЗиУ-5 поставлялся на экспорт в Венгрию, родину Ikarus’ов, и даже в Колумбию!
На почти 30 лет ЗиУ-5 занял улицы большинства городов бывшего СССР. В Москве эти машины сошли с маршрутов в декабре 1987 года. На смену им пришел ЗиУ-9 — самый массовый троллейбус в мире. Будем бережно хранить эту уютную «букашку», которая покорно возила наших бабушек и дедушек под песню Булата Окуджавы «Синий троллейбус». А еще обязательно посмотрите фильм 60-х годов «Первый троллейбус», в котором снялся наш ЗиУ-5.
Теперь мы надеемся снова встречаться с ЗиУ-5 редко, но метко, уже на «музейном» маршруте. Подробностями которого мы будем делиться раз в 2 недели. Нам всегда будет по пути!