Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
22 марта таксисты всего мира будут отмечать свой профессиональный праздник. Думаю, к ним смело могут присоединиться все жители Москвы — настолько прочно такси укоренилось в схеме бесконечных перемещений современных горожан. Дата для чествования индивидуального городского транспорта выбрана неспроста: 22 марта 1907 года считают днём запуска первых лондонских кэбов, оснащённых таксометрами.
Хэнсомовский кэб на улице Лондона, 1877 г.
Само слово «кэб» давно и прочно ассоциируется с чёрным Austin FX4. Этот автомобиль стал символом Лондона наравне с Биг-Беном и гвардейцами в медвежьих шапках. Пользуясь аналогией Иосифа Бродского «кот — это сокращённый лев», современный кэб можно назвать сокращённым кабриолетом: первые хэнсомовские кэбы на конной тяге имели складную крышу. В предвоенное время развозить лондонских денди стали автомобили Austin 12/4, их крыша по-прежнему напоминала конные ландо. После Второй мировой устаревшую модель заменили на FX3 с цельностальным кузовом, а в 1958 году на улицы выехали Austin FX4 — и задержались в городе на полвека.
Кэбы Austin 12/4 на углу Шафтсбери-авеню и Пикадилли-сёркус, 1949 г.
Можно было бы заподозрить этот автомобиль в сверхспособностях, но нет. Как показала практика, если автомобиль просто хорошо справляется со своей работой, этого более чем достаточно. Хотя умолчать о бесконечных попытках сместить и модернизировать Austin FX4 было бы лукавством. А ждать быстрых перемен на маленьком монополизированном рынке — совершенной наивностью.
Кэбы Austin FX4 на улице Лондона, 1960-1967 г.
Впервые заменить Austin FX4 на модель поновее попытались в 1966 году, когда выпуск машин старого поколения планировалось завершить. Но продавцы таксомоторов, подсчитав, во сколько может обойтись такое обновление, ушли в отказ. С тех пор каждая новая попытка заканчивалась ничем. Стабильность по-английски.
Оранжевые огоньки, сигнализирующие о свободном такси, появились у Austin FX4 в 1967 г. До этого на машинах устанавливали таблички For Hire
Конечно, недостатки модели по мере необходимости старались исправлять: первым делом снизили уровень шума, увеличили пространство для ног водителя и заменили поворотники, которые изначально располагались на крыше. Со временем на FX4 устанавливали более мощные двигатели, и в 1989 году даже сделали возможной перевозку инвалидных колясок. Но проблему грохота, дребезжания и протечек удалось решить только в поколении TX, которое London Taxis International произвели на свет в 1997 году.
Обложка рекламной брошюры LTI TX1 со слоганом «Такси [для] таксиста», 1997 г.
Удивительно то, что все эти трансформации кэбу удалось пережить в дизайне 1958 года. На самом деле осовременить кузов пытались большую половину жизни FX4, но, потому как масштабным проектам прототипов долгое время не суждено было сбыться, дальше работы над «начинкой» дело не шло. А к тому времени, когда на горизонте забрезжила реальная опасность выпуска новой модели, британцы уже намертво приросли к старомодным такси и массово восстали против перемен.
Гибридный LEVC TX
А в 2018 году в Лондоне ввели запрет на лицензирование новых дизельных такси. Хотя традиционным старичкам разрешили спокойно дожить до пенсии, на городские улицы теперь допускают только электрические или гибридные авто. Тут London Taxi Company быстро переименовали в London Electric Vehicle Company, и компания сходу представила гибридный кэб LEVC TX. Говорят, на новом автомобиле можно доехать из Лондона до Парижа без дозаправки. В любом случае, уменьшение объемов выбросов CO2 в условиях столичных пробок буквально стало глотком свежего воздуха.
Два негласных символа Лондона в одном кадре
Вот так неожиданно при всём стереотипном консерватизме британцев история кэбов совершила крутой поворот. И, пожалуй, это и есть настоящее автомобильное бессмертие — пережить хиппи, панков, брекзит и «зелёную» революцию, не изменив чёрному цвету и форме кузова.
Эй, такси! Нам по пути!