Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В апреле 1928 года в Москве распускались не только крокусы, но и лестные слухи о новом Бахметьевском гараже и его галантных обитателях — английских автобусах Leyland. Новый проект архитектора Константина Мельникова, наконец, зажил полноценной жизнью — и кто бы мог подумать, какая насыщенная судьба ждёт его впереди! О том, с чего начиналась история здания Еврейского музея и центра толерантности, хочу рассказать сегодня.
Здание Бахметьевского гаража, в котором с 2012 г. находится еврейский музей и центр толерантности
Что было раньше: автобусы или гараж? Вопрос отнюдь не риторический — логично предположить, что автобусному парку нужен свой дом-крепость. Но, когда в 1924 году в Москве открылась «дачная» линия от Пресненской заставы до Серебряного бора, и автобусы стали постепенно захватывать городские улицы, новому виду транспорта оставалось довольствоваться бывшими индустриальными корпусами Георгиевской электростанции — красиво, но не слишком практично. В 1926 году в складских постройках Покровской мануфактуры на Большой Ордынке по проекту архитектора Михаила Приёмышева свили гнёздышко для новеньких, свежезакупленных «Лейландов» — праотцов советских автобусов.
«Лейланды» выходят на линию, 1930-е гг.
К счастью или сожалению, проект помещений для габаритных британских джентльменов не подходил совершенно. Вот, что о гараже на Большой Ордынке писал сам Мельников:
«…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах «Лейланд» рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже».
Эскиз кубического гаража на 1000 автомобилей в Париже, 1926 г.
Советский архитектор, успевший прославиться среди авангардной богемы Парижа, не в первый раз проявлял интерес к гаражному строительству. Незадолго до этого французы уже заказывали ему проект гаража для таксопарка на тысячу машин. Мельников тогда предложил два эксцентричных варианта: стеклянный десятиэтажный куб и приподнятое над землёй здание с подвесными конструкциями. Ни одному из них не суждено было сбыться, но кое-какие идеи осели в гениальной голове Константина Степановича.
Автобус, приспособленный для нужд агитации, у ворот Бахметьевского гаража
Заметив, как строптивых «Лейландов» пытаются разместить в тесном гараже на Ордынке, Мельников стал изучать особенности поведения машин во время парковки. Результатом инженерного труда стала его собственная, альтернативная система паркования под углом в 127 градусов с минимальным усилием и максимальным комфортом. На слово ему, разумеется, никто верить не собирался.
Один из последних эскизов Бахметьевского гаража, 1926-1927 г.
16 мая 1926 года на утренней Арбузовской площади столпились 30 автобусов и грузовиков, которые постепенно начали занимать свои места в соответствии с разметкой: одна половина парковалась по традиционной система, другая — по авторскому методу Мельникова. Серьёзные лица Моссовета наблюдали за маневрами и хронометражем театрализованного эксперимента, но возразить ничего не смогли. Автор будущего Бахметьевского гаража был определён. Уже через год трапециевидное здание Константина Мельникова с металлическими конструкциями Владимира Шухова, рассчитанное на 104 автобуса, частично открылось, а вскоре сюда перебрались все«Лейланды» из гаража на Большой Ордынке.
Двор Бахметьевского автобусного парка, 1931 г.
В 30-е годы Бахметьевский автобусный парк был крупнейшим в столице, в годы Великой Отечественной Войны здесь возвращали в строй фронтовую технику и готовили детали для «Катюш», а потом снова радушно принимали автобусы — до тех пор, пока к концу 90-х необходимость в срочной реставрации не стала угрожающе острой. После восстановительных работ здесь счастливо окрылся Центр современного искусства «Гараж», а в 2012 году его сменил Еврейский музей и центр толерантности.
Интерьер Бахметьевского гаража, 1927 г.
К слову, Бахметьевский гараж дал жизнь ещё одному важному инфраструктурному объекту. В том далёком 1926-м, не дожидаясь окончания строительства, Московское коммунальное хозяйство предложило Константину Мельникову разработать проект ещё одного гаража на Новорязанской улице, для грузовиков. Небольшой клиновидный участок требовал радикально нового осмысления пространства, и архитектор его нашёл: подкова! Расположив парковочные места вдоль изгиба, у Мельникова получилось сэкономить и место, и нервы водителей, которым не приходилось ломать голову над эквилибристикой парковки. Но это уже другая история — теперь уже и наша, Музея Транспорта Москвы.
Нам по пути!