Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Не так давно, 22 апреля Рижский мотор-музей отметил свое 32-летие. Наши коллеги не только собрали в своих стенах удивительную коллекцию — они эти самые стены практически возвели. Вопреки популярной советской практике для Музея не стали подыскивать подходящее здание из городского фонда: оно было спроектировано и построено специально для нужд автомобильной экспозиции и реставрационных работ.
Фундамент будущего Рижского мотор-музея заложили энтузиасты Клуба антикварных автомобилей Латвии (Antiko Automobilu Klubs, или просто ААК): ещё в 1970-е их слёты и пробеги стали собирать тысячи зрителей, любителей и профессионалов. В эти же годы стала пополняться коллекция клуба. Самым важным приобретением ААК стал легендарный гоночный Auto Union. Правда, напоминало это скорее спасательную операцию: единственную сохранившуюся в мире модель C/D, списанную из запасников ЗИЛа, забирали буквально с металлолома. Что символично, произошло это тоже 22 апреля.
Auto Union V16 C/D из коллекции Рижского мотор-музея
Сейчас в собрании Рижского мотор-музея более 100 автомобилей, мотоциклов и велосипедов — и выглядит это внушительно. Образцы латышского автопрома здесь уютно соседствуют с самыми культовыми машинами из мировой истории. Взять хотя бы местный Benz Patent Motorwagen, с которого она вообще-то началась — конечно, не оригинал, но отличная копия, к тому же на ходу. Или легендарный Amilcar, участник ралли в Монте-Карло 1935 года — редкий красавец.
Копия Benz Patent Motorwagen из коллекции Рижского мотор-музея
От ААК Музею перешла даже целая «Кремлёвская» коллекция автомобилей высшего руководства СССР — и экземпляры в ней, конечно, далеко не пролетарского покроя. Самый знаменитый экспонат — Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года из внушительного собрания Брежнева: тот самый, на котором Леонид Ильич попал в аварию. И Эпохальный Ильич тоже тот самый — его манекен сидит на водительском сиденье.
Rolls-Royce Silver Shadow из коллекции Рижского мотор-музея
Но сердце коллекции — всё-таки экспозиция родных, латышских автомобилей. Между прочим, в начале ХХ века Рига была одним из крупнейших центров машиностроения, а Русско-Балтийский вагонный завод гремел на весь мир. Например, в январе 1912 года экипаж журналиста-автолюбителя Андрея Платоновича Нагеля на «Руссо-Балте С24/55» отправился побеждать в Rallye Automobile Monaco, ныне Ралли Монте-Карло. Вместе с напарником Вадимом Михайловым автогонщик преодолел 3257 км из Санкт-Петербурга в Монте-Карло за 195 часов 23 минуты и пришёл девятым. В открытом автомобиле без отопителя, в январе! А в 1913 году на «Руссо-Балте C24/58», за форму и цвет прозванном «Огурцом», гонщик с образцовым именем Иван Иванович Иванов установил рекорд скорости среди отечественных автомобилей: 121 верста/ч.
Андрей Нагель в «Руссо-Балте», оклеенном этикетками отелей, после возвращения из Африки, 1914 г.
Плохая новость: легендарные машины после такой энергичной карьеры стремительно уходили в Лету, поэтому до наших дней дожили всего два «Руссо-Балта». Хорошая новость: один из них находится в Мотор-музее. Это единственный пожарный автомобиль, выпущенный на заводе по заказу Рижского Петровского пожарного общества. Ещё одна хорошая новость: второй сохранившийся «Руссо-Балт» сейчас в коллекции Политехнического музея.
Пожарный «Руссо-Балт» из коллекции Рижского мотор-музея, созданный на базе шасси однотонного грузовика типа D
Ну и какой Мотор-музей обойдётся без микроавтобусов «Латвия» — народных и вечных РАФиков, завоевавших всю Восточную Европу. РАФики были буквально всем и везде: они исполняли роль маршрутных такси, машин скорой помощи, служили в ГАИ, пожарных частых и всевозможных городских службах. Рижские микроавтобусы даже стали официальным транспортом Олимпиады-80, а 15 автомобилей РАФ-2908 для сотрудников Оргкомитета были оборудованы двумя столами, пишущей машинкой, радио, цветным телевизором и холодильником.
РАФ-2203 «Латвия» из коллекции Рижского мотор-музея
Свой день рождения Рижский Мотор-музей отметил за закрытыми дверями: в городе ещё действуют социальные ограничения. Мы по коллегам очень скучаем, ждём совместных проектов и шлём лучи добра.
Нам по пути ❤️