Побеседовали с Карен Ванклуайсен, генеральным секретарем международной транспортной ассоциации POLIS Network, об устойчивой городской мобильности. Эксперт рассказала, какими она видит перспективы MaaS и экологичного транспорта, как извлечь выгоду из ковидного кризиса, а ещё поделилась впечатлениями от стратегии развития транспорта в Москве.
О последствиях пандемии для общественного транспорта
Как и всякий кризис, пандемия COVID-19 принесла не только угрозы, но и открыла перед нами новые возможности. Люди очень много времени провели дома без физической активности, поэтому сейчас приятно наблюдать за тем, как растёт популярность велосипедов, как меняются улицы с учётом потребностей жителей в движении.
В то же время выросла популярность личного автомобиля, а общественный транспорт теряет свои позиции. Поэтому важно сосредоточиться на его восстановлении, если мы не хотим, чтобы усугубились проблемы, с которыми активно борются наши города. Загрязнение воздуха, заторы на дорогах, безопасность, изменение климата — может сейчас они менее ощутимы, чем COVID-19, но оказывают не меньше негативного воздействия на людей, общество и планету.
Чтобы справиться с этими вызовами, нужно, чтобы общественный транспорт и двигательная активность составляли основу городской мобильности — это единственная возможность совместить устойчивость, эффективность и доступность.
О потенциале экологичного транспорта
Власти делают ставку на электрический транспорт: чтобы ускорить его развитие во многих городах и регионах уже появляются зарядные станции.
Также я глубоко убеждена, что огромный потенциал у электровелосипедов. На них проще проезжать большие расстояния, поэтому они могут стать отличной альтернативой автомобилям и снизить нагрузку на дороги при маятниковой миграции — это по-прежнему большая проблема в городах.
О перспективах MaaS
MaaS часто видится неким Святым Граалем, который приведёт городскую мобильность к устойчивости. Однако люди не перейдут на более устойчивые виды транспорта, если просто предложить им симпатичное приложение с набором разнообразных сервисов.
MaaS будет работать, если там будут качественные сервисы мобильности, которые можно перевести в цифровой формат, удобная инфраструктура: станции, хабы, где можно легко пересесть с одного транспорта на другой, а также контроль со стороны государственных органов — тогда не будет возникать ситуаций, когда система предлагает не самый устойчивый способ передвижения, а тот, который приносит наибольший доход. Наиболее яркий пример — пешие прогулки. Это очень ценный способ передвижения с точки зрения устойчивой мобильности, но он не приносит доходов перевозчикам.
Если мы найдем компромисс между интересами государственного и частного секторов, MaaS сможет стимулировать жителей пользоваться разными видами мобильности и меньше зависеть от личного автомобиля.
О Москве
Меня впечатляют результаты, которых достигла Москва к 2021 году. Городу удалось выстроить разнообразную транспортную сеть, организовать современную инфраструктуру, в том числе цифровую — с ее помощью удовлетворяются нужды разных пассажиров.
Москва определила правильные направления и для дальнейшего развития: доступный и комфортный общественный транспорт, безопасные дороги, здоровые улицы, цифровизация мобильности и новые виды транспорта. Эти вопросы приоритетные в повестке европейских городов, поэтому я уверена, что нас ждет плодотворный обмен идеями, которыми вдохновятся и остальные.