Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Транспортный отдел знаменитого Немецкого музея естествознания и техники в Мюнхене стал самостоятельной единицей не так уж и давно – в 2003 году. Чем ценна эта коллекция самых разнообразных транспортных средств, где она находится и зачем вообще ее выделили из основного собрания Немецкого музея – тема нашей сегодняшней «Музейной среды».
Основное здание музея
На самом деле различные образцы транспорта начали собирать в Немецком техническом музее (назовем его так для краткости) еще раньше. Гораздо раньше.
Этот музей, основанный еще в самом начале XX века, обрел собственное масштабное здание на Музейном острове Мюнхена посреди реки Изар в 1925 году. Ранее коллекция ютилась в самых разных местах. Новый дом, новые возможности – уже можно было развернуться собирая и экспонируя не только относительно небольшие предметы, но и технику побольше.
Постепенно в залах музея прописались паровозы, самолеты, автомобили и даже небольшие суда. Но прогресс никогда не стоял на месте, и с каждым годом в фондах и залах музея появлялись все новые и новые экспонаты. Время от времени, чтобы вместить очередные сокровища, здание подвергали реконструкциям и расширениям. Но к концу XX века стало очевидно, что имеющийся музейный фонд в 100 тысяч с лишним экспонатов уже никак не влезает в имеющиеся площади. В музее стало откровенно тесно. Например, богатейшая, одна из лучших в Германии коллекций автомобильной и прочей моторной техники, превратилась в столпотворение стоящих плотно, бампер к бамперу, машин.
В главном зале экспозиция имитирует плотное уличное движение. Фото Дмитрий Федоров
Для начальной разгрузки основного здания был организован авиационный филиал. Его обустроили на старейшем аэродроме Баварии в Шлайсхайме. А в начале уже нового века настал черед переезда и прочей самодвижущийся техники, за исключением водного транспорта.
Для будущего Транспортного отдела Немецкого музея бургомистр Мюнхена выделил огромный выставочный павильон стиля модерн, расположенный по соседству со знаменитым лугом Терезы – местом проведения «Октоберфеста» с 1810 года. Некогда эта была окраина города, а теперь почти самый центр. В павильоне ранее проходила Торговая ярмарка, поэтому помещение отличалось простором и огромными окнами почти во всю высоту здания. То, что надо для демонстрации коллекции автомобилей, мотоциклов, городского транспорта.
Новая площадка музея открывалась постепенно. В 2003 году принял первых посетителей основной зал, а спустя пару лет открылось еще два холла.
Завершение реконструкции бывшего выставочного павильона и окончательный переезд музейной коллекции был отмечен в городе грандиозным шествием: по улицам Мюнхена в направлении нового места жительства двигались старинные автомобили, на могучих трейлерах перевозились паровозы и вагоны.
Фото aussiedierbote.de
С той поры экспозиция не сильно изменилась. По-прежнему концепция Транспортного отдела, как и всего Немецкого музея в целом, отвечает принципу «развлекаясь – познавай».
Большинство техники в залах местного, немецкого производства, как этот Benz Ideal 1901 года. Фото Дмитрий Федоров
Главный зал представляет собой имитацию города c нанесенной на полу разметкой. Это как бы улицы на которых стоят автомобили-экспонаты, замершие перед самыми настоящими светофорами и указателями. «Траффик» в зале плотный, и огибая его по «тротуарам», ты совершенно незаметно совершаешь путешествие в прошлое – от совсем еще недавнего конца века 20-го, в самую глубь века 19-го. От автомобилей – к каретам и повозкам. Кстати, техника представлена в основном своего, немецкого производства. Что как раз объяснимо – есть ли в мире другая нация, которая не просто гордится своим автопромом, но и придумала автомобиль в принципе?
По сторонам музейных «улиц» отдыхает техника, отвечавшая за содержание в порядке настоящих улиц и дорог: древние подметальные машины, техпомощь-кран, готовый поставить на «путь истинный» сошедший с рельс трамвай. Рядом с разбитыми во время испытаний на безопасность автомобилями распахнула двери «скорая помощь».
По контуру зала проложены рельсы. На них стоят старые трамвайные вагоны, а неподалеку, из имитации тоннеля, выныривает поезд метро. А над всем этим транспортным великолепием завис вертолет немецкого автомобильного клуба. Словно ангел-спаситель охраняющий автомобилистов.
Автобусом, электропоездом, паровозом - в зале путешествий представлены всевозможные виды наземной транспортации. Фото Дмитрий Федоров
Но нам пора в следующий зал. Из городской суеты мы попадаем в мир путешествий. Прямо на вокзал, где по бокам от посадочной платформы нас ожидают поезда: от самых первых паровозов и до скоростного экспресса конца 20 века. Но железные дороги – лишь подспорье для перемещения между городами в стране автобанов. И поэтому здесь тоже продолжается великое автомобильное путешествие. Перемещаясь вдоль автомобильных рядов, мы снова отматываем ленту времени назад, стартуя от прообраза современных автобусов – туристского лайнера марки Setra середины 1950-х годов. Далее мы минуем эпоху начала рок-н-рола с обязательным розовым «Кадиллаком», годы войны с армейским «Виллисом» – и постепенно катимся все глубже и глубже, к временам зарождения автомобилизации. Когда автомобили еще ничем, кроме мотора внутри и отсутствия лошади впереди, не отличались от гужевого транспорта.
Переход между вторым и третьим залами сопровождается линейкой пионеров моторизации. На фото – бельгийский мотоцикл FN 1907 года. Фото Дмитрий Федоров
Самые первые самодвижущиеся экипажи приводят нас в зал героев и пионеров. В нем представлены наиболее ценные образцы коллекции. На отдельной, многоуровневой имитации гоночного трека, друг за другом «мчатся» гоночные автомобили и мотоциклы. Почти за каждым образцом стоит своя собственная, уникальная история технического совершенства, побед и, иногда, трагедий. Особенность гоночной экспозиции заключается в том, что эту технику ты можешь рассмотреть со всех сторон. Даже сверху.
Но самый смак коллекции находится у подножия гоночного подиума: особо ценные, наиболее уникальные образцы автомобилей и мотоциклов из коллекции музея. Например, самая старая копия первого автомобиля Карла Бенца, сделанная еще в начале XX века (оригинал погиб в пожаре). Гоночный Protos, участник межконтинентального марафона «Нью-Йорк – Париж» 1908 года. Или Bussing 1903 года – старейший грузовик этой некогда известнейшей марки дошедший до наших дней. И самый старый сохранившийся немецкий грузовик вообще.
Вот в этих экспонатах и заключается вся суть музея. Долгой дорогой из дня сегодняшнего, с перегруженного движением перекрестка улиц первого зала, мы добрались в самое начало увлекательной истории автомобиля. В зал раритетов, свидетелей первых дней моторизации человечества. Зал гордости нации, придумавшей автомобиль для всего человечества и сохранившей старейшие образцы для потомков.
Старейшая копия первого автомобиля Бенца и первого автомобиля мира вообще – одна из главных ценностей музея. Фото Дмитрий Федоров
Нам по пути ❤️