5 января 2022

Ирония, транспорт, судьба

Всем привет! С вами новогодняя «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.


Итак, новогодние каникулы в самом разгаре, мы уже посмотрели наш любимый новогодний фильм, обменялись подарками, подвели итоги. Я предлагаю обратиться к «Иронии судьбы» еще раз, и посмотреть кинофильм сквозь призму его транспортных героев. Обещаю, вы обнаружите много нового и интересного, чего не замечали ранее.


Плакат к фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (СССР, 1975). Автор плаката: художник Владимир Васильевич Сачков. Источник: ru.wikipedia.org.

Самые первые кадры: Павлик (Александр Ширвиндт) едет на автобусе в гости к Жене Лукашину. Район для него явно незнакомый, вокруг одинаковые новостройки, он время от времени смотрит в окно, боясь пропустить нужную остановку.

За окном автобуса проплывают многоэтажки недавно возведенного микрорайона Тропарево-Никулино. Маршрут автобуса № 250, на котором Павлик приближается к апартаментам Лукашина, продлили туда от метро «Юго-Западная» лишь за несколько месяцев до событий фильма, в августе 1974 года.

Павлик выходит из автобуса напротив новогоднего базара и неожиданно оказывается в совсем ином месте — на улице Шверника в районе метро «Академическая», что гораздо севернее. На заднем плане просматриваются серые пятиэтажные дома постройки конца 1950-х годов. Недоразумение длится секунды и Павлик вновь оказывается на проспекте Вернадского, где расположены дома 113 и 125 (которые и представляют в картине Москву и Ленинград одновременно).

Кстати, Павлик подъезжает к дому товарища не со стороны метро «Юго-Западная», а с противоположного направления. Остановка, где он вышел, служила для посадки именно в сторону метро.

Автобусы маршрута № 250 до сих пор курсируют на Юго-Западе Москвы. Правда на проспект Вернадского они не заезжают последние 15 лет. Сам автобус — легендарный ЛиАЗ-677, судя по окраске в бежево-синие тона, относится к выпуску сентября 1972 года. На момент съемок фильма (зима 1974-1975 годов) 677-й являлся самым современным городским автобусом Москвы. Модель массово выпускалась в начале 1970-х и задержалась на столичных маршрутах на тридцать лет.

Автобус маршрута № 250 подъезжает на остановку улицы Шверника, которой на самом деле не было в его маршруте. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм».

Переместимся на аэродром, где друзья выясняют, кто из них летит в Ленинград. Именные авиабилеты в Советском Союзе ввели несколькими годами ранее, но данные по паспорту сверяли не слишком требовательно. Допустить на борт пассажира «навеселе» тоже могли, хотя это и запрещалось правилами. Но тут же Новый год, и может быть человеку срочно надо домой. Так что исключения из правил действительно бывали, и, можно сказать, веселой компании просто повезло обойти все запреты и погрузить Лукашина в самолет. А если бы кто-то из героев заглянул в бланк билета для определения фамилии? Это была бы совсем другая история.

Московский аэропорт в фильме — «Домодедово». Самый новый (окончательно введен в эксплуатацию в 1965 году) и самый крупный в столичном аэроузле. Он узнается в кадре безошибочно, только в Домодедово была башенка над основным зданием и боковая пристройка-сателлит, где гуляет веселая компания из фильма. Дополнительное подтверждение — турбовинтовой гигант Ту-114 за окном, на перроне. С внедрением турбореактивного ИЛ-62 в парк «Аэрофлота» все 114-е сняли с международных воздушных трасс, выполнявшихся шереметьевским авиаотрядом, и перевели в «Домодедово» для обслуживания дальних полетов внутри страны (в Новосибирск, Алма-Ату, Ташкент, Хабаровск).

Лукашин летит в Ленинград на дальнемагистральном Ту-114. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм».

В те годы направления полетов были зафиксированы за каждым из четырех столичных аэропортов. Из «Домодедово» самолеты летали в основном в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию. За ленинградское направление, а также Белоруссию и Прибалтику отвечало исключительно «Шереметьево». Только в случае перегрузки основного аэропорта в новогоднее время могли назначить дополнительные рейсы в город Ленина из Внуково или Домодедово.

Но Лукашин не просто улетел из «Домодедово» в «Пулково», он проделал это на борту гигантского Ту-114. Шестирядная компоновка салона и огромные открытые отсеки для ручной клади явно указывают на самый крупный лайнер «Аэрофлота» тех лет (до 220 пассажиров в одноклассной компоновке). А на кадрах летящего в небе самолета и в момент разгрузки в «Пулково» мы видим более подходящий для короткого часового полета Ту-134. Впрочем, в середине 1970-х годов с большой долей вероятности на рейс могли поставить и пионера реактивной авиации СССР Ту-104. Несколько представителей этой модели даже запечатлены в кадрах с перроном ленинградского аэродрома.

Нестыковка с типом воздушного судна в фильме скорее всего объясняется тем, что для пространство и освещение для съемок внутри Ту-114 все же более подходящее, чем в тесном 134-м.

Знаменательно, что для Ту-114 вероятно это был последний раз, когда он засветился в кино при полетной жизни. Уже в 1976 году эти самолеты выведут из эксплуатации, как устаревшие и бесперспективные, хотя самому молодому экземпляру данного типа исполнилось на тот момент всего одиннадцать лет.

Любопытны и другие кадры, снятые в «Пулково», который в те годы был самым современным и молодым аэропортом в стране. Беседа Лукашина с пассажиром, ожидающим рейс в Красноярск, происходит в одном из двух посадочных сателлитов, связанных с основным зданием аэровокзала проложенными под летным полем тоннелями с траволаторами. Эта уникальная для Советского Союза система перемещения пассажиров на удаленные стоянки самолетов без использования автобусов считалась весьма перспективной, но продолжения в других аэропортах страны не получила. А при последней реконструкции «Пулково» сателлиты-шайбы были снесены.

Таксомотор ГАЗ-24-01. Кадр из фильма, киностудия «Мосфильм».

После перелета Лукашин едет на ленинградскую 3-ю улицу Строителей в типичном советском такси 1970-х годов — ГАЗ-24-01 раннего светло-салатового цвета, более привычный лимонный окрас появится в таксопарках только в 1978 года. 21-е «Волги» на тот момент как раз отслужили свое, машины эксплуатировались обычно не более четырех лет. Так что с 1975 года почти единственным вариантом для поездки на такси во всех городах страны являлась 24-ка (редко к службе привлекали «москвичи»).

«Волги» в такси использовались такие же просторные, как образцы служебных автопарков или частные. Последнее, конечно, было редкостью, стоимость машины до повышения цен в 1979 годы составляла 9200 рублей — огромная сумма для советского человека.

Чуть проще и дешевле было взять следующую по престижу модель — ВАЗ-2103 («жигули») стоимостью в 7600 рублей. Этой возможностью и воспользовался импозантный Ипполит. Все-таки не общепринятая «единичка» ВАЗ-2101 за 5600, а настоящий люкс с четырьмя фарами в хроме, мощным 1,5-литровым мотором на 77 сил и часами в салоне.

Про итальянское происхождение «жигулей» в советской прессе к середине 1970-х годов уже не говорили, но народ-то все еще помнил эпопею с покупкой завода и машин у «Фиата». Будущий ВАЗ-2103 значился в том контракте условным «автомобилем № 2» повышенного комфорта и пошел в производство с конца 1972 года.

В трюковых сценах снималась настоящая «трешка» и ее масштабная модель. Кадры из фильма, киностудия «Мосфильм».

Бить практический новый автомобиль за 7600 рублей для Рязанова в тот момент было непозволительной роскошью. Годами ранее он с легкостью расколошматил в хлам несколько «трешек» и «москвичей» на съемках «Итальянцев в России», но то была картина с совсем иным бюджетом и перспективой широкого проката на европейских рынках. А в «Иронии судьбы» по льду Невы крутилась мастерски выполненная декораторами масштабная модель.

По улицам заснеженного города ездили настоящие «жигули» на обычных летних шинах — привычная нам зимняя резина в Советском Союзе являлась экзотикой, как правило дефицитного зарубежного производства. И чтобы ее достать следовало переплатить гораздо больше, чем «20 рублей сверху» за польский гарнитур-стенку.

Для большинства граждан СССР со средней зарплатой в 140 рублей новый автомобиль оставался мечтой. К их услугам было такси (10 коп за километр пути), а на дальние расстояния поезда и самолеты. 15-16 рублей, которые Лукашин хотел одолжить у Нади, чтобы вернуться в Москву, вскоре станет недостаточно. С конца десятилетия только самолет из столицы в Ленинград будет стоить 18 рублей.

Но это будет потом, не в новогодней сказке, а в реальной советской жизни.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы