Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Что может быть общего между автомобилем 100-летней давности «Промбронь» и космической ракетой-носителем «Протон»? Вы удивитесь, но связь между ними самая прямая, и об этом наша сегодняшняя статья.
Фото: freedom-news.ru.
1922 год. Походом Красной Армии на Дальний Восток заканчивается гражданская война. Денежная реформа вытаскивает страну из гиперинфляции военного коммунизма. Объявлен план ГОЭРЛО по всеобщей электрофикации страны, которая с конца года получит название СССР.
И в том же году, ровно 100 лет назад, на Красную площадь выезжает первый автомобиль, собранный в СССР. Нет, он не из колонны алых грузовых АМО-Ф-15, с которых долгое время отсчитывали официальную историю автомобилестроения Советского Союза. Грузовики, собранные на бывшей фабрике братьев Рябушинских, появятся двумя годами позднее, в 1924-м. А эта машина серо-стального цвета легковая, как тогда говорили, штабного типа (ведь страна только-только пережила военное время).
Машине приписали марку по названию построившего ее предприятия «Промбронь». Стараясь, видимо, окончательно развести ее с дореволюционным прошлым. На большинстве деталей автомобиля имелась приписка к заводскому клейму: «1-й Броне-Танко-Автомобильный завод, бывший «Руссо-Балт»». Так что первый советский автомобиль самый прямой потомок легендарной марки царской России.
На «Русско-Балтийском вагоностроительном заводе» в Риге выпустили немного автомобилей – около восьми сотен штук с 1908 по 1915 года. Направляли их в казенные ведомства, в основном в армию.
Русские автомобилисты, несмотря на отдельных энтузиастов, не очень верили в отечественного производителя, предпочитая французские, английские, а в последние годы перед Первой мировой войной немецкие марки. Не был исключением и Его Императорское Величество Николай II.
Стандартная модель армейского дореволюционного «Руссо-Балт» серии С24/40, ставшая основой для первого советского автомобиля. Фото: carretro.ru.
А с подходом немецкой армии к Риге в 1915 году, где базировалось основное производство многопрофильного завода, выпуск «Руссо-Балтов» был прекращен.
Возрождение осуществилось спустя семь лет уже в советской Москве. Но как? Почему первым советским автомобилем стал именно «Руссо-Балт»? И почему Москва?
Первая Мировая война начиналась традиционно – на конной тяге и в пеших отрядах. Но вскоре автомобили и мотоциклетки, не говоря о казавшихся изначально хрупкими игрушками аэропланах, стали играть в оперативных действиях все более важную роль.
До войны Россия жила исключительно автомобильным импортом, наблюдая разворачивающуюся гонку моторов, руководство страны ощутило необходимость налаживать производство на своей территории. 9 октября 1915 года на Особом совещании по обороне при Государственной думе было принято решение о срочном строительстве пяти частных и одного казенного автомобильных заводов в целях комплектации армии достаточным количеством моторной техники. Частному бизнесу для постройки заводов представлялись военные займы, поэтому дело заодно выходило еще и весьма выгодным.
Одним из участников программы моторизации армии стал «Русско-Балтийский вагоностроительный завод». К тому моменту его оборудование и оснащение для производства автомобилей было эвакуировано в столичный Петроград. Там еще до войны был организован авиастроительный филиал рижской фабрики, выпускавший аэропланы и моторы к ним. Чуть позже из вывезенных деталей в Петрограде соберут полсотню машин, но для организации полноценного выпуска в серьезных масштабах свободного места там не было. Учитывая возможное приближение фронта к столице, дополнительные корпуса начали возводить в совершенно иной локации – в подмосковном селе Покровское-Фили.
В октябре 1917 года история страны круто изменила свой маршрут. В Филях к моменту революционных перемен успели возвести капитальное фабричное здание, но все заказанное оборудование так и осталось где-то на пути из Америки.
Ситуация являлась вдвойне печальной, так как автомобили, будь чуть больше станков и прочего оснащения, уже можно было начать собирать. Партию заготовок для будущего автомобильного производства заранее поставил в Москву эвакуированный в Тверь вагоностроительный отдел «Руссо-Балта» – самое мощное отделение бывшего рижского завода.
Сборка шасси первого советского автомобиля. Фото: carretro.ru.
Уже в 1918 году возникла реальная угроза захвата Петрограда немцами, и вслед за переездом советского правительства в Москву материалы и станки с авиационного филиала «Руссо-Балта» отправились в Фили. Тем не менее недостроенный автомобильный завод все-таки запустили, даже сохранив его старорежимное дореволюционное наименование – «Московский автомобильный завод Русско-Балтийского вагонного завода». Правда, вслед за окончательной национализацией в феврале 1919 года предприятие все же переименовали во «2-й Государственный автозавод» (1-м считался недостроенный до конца АМО в Тюфелевой роще, более известный с 1956 года как завод им. Лихачева).
В условиях разрухи Гражданской войны завод в Филях на зиму закрывали, чтобы не отапливать помещения, а в теплое время года на нем с трудом собирали самолетные двигатели из вывезенных петроградских частей и занимались ремонтом старых автомобилей и мотоциклов.
Только в 1921 году, с постепенной нормализацией обстановки в стране, в Филях вновь задумались об автомобилестроении. Производство было нацелено на довоенную модель С24/40, под которую некогда возводили завод. На эту конструкцию имелись чертежи и определенный комплект заготовок.
Но тут на предприятие обратило внимание Управление бронесил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Военным приглянулся объект как база для ремонта броневиков и танков. Автомобильное производство обещали продолжить, даже в новом названии – «1-й Броне-Танко-Автомобильный завод объединения «Промбронь» – сохранилось изначальное предназначение фабрики.
Готовя первый советский автомобиль из устаревшей дореволюционной модели, конструкторы завода в Филях слегка осовременили образ, применив бампер, колпаки на колесах в «аэростиле» и нарастив колесную базу. Фото: pastvu.com.
Первая партия «Руссо-Балтов» при новой власти почти целиком и полностью превратилась в ненужный новому руководству завода факультатив. Пять машин собирали почти весь 1922 год. С большим трудом 6 октября был сдан первый экземпляр в качестве символического подарка председателю ВЦИК Михаилу Калинину.
Через два дня эта машина приняла участие в параде на Красной площади, но ее появление было совершенно не замечено советской прессой. На этом история советской автопромышленности остановится вплоть до ноября 1924 года. Эстафету перехватит московский завод АМО, сумевший все-таки наладить серийный выпуск автомобилей.
А бывший завод «Руссо-Балта» в Филях в декабре 1924 года передали в концессию немецкой авиастроительной фирме «Юнкерс» с соответствующей сменой профиля. Еще некоторое количество советских «Руссо-Балтов» из оставшихся частей собрали на бронеавторемонтном заводе на Преображенской заставе. И это уже постфинал, не имевший никакого продолжения.
За прошедшие сто лет уже почти забылась попытка организовать в Филях современный на тот момент автомобильный завод. Хотя некогда именуемый «Руссо-Балтом» завод до сих пор существует, ныне он превратился во всемирно известный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева – одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли. И вот ирония судьбы, связь прошлого и настоящего: автомобиль системы «Руссо-Балт» нежданно-негаданно заложил производственную основу для отечественного ракетостроения, а мощные ракеты-носители системы «Протон» его прямые наследники. Кто бы об этом мог догадаться ровно сто лет назад?
Центр имени М.В. Хруничева в свою очередь повлиял и на культурную жизнь города, на его территории по сей день располагается ДК имени Горбунова, который был частью инфраструктуры завода. С 1940-х годов в доме культуры проходили кинопоказы и театральные представления, а в 90-х место стало главной площадкой московских рок-концертов.
Дебют первого советского автомобиля на Красной площади 8 октября 1922 года. Фото: visualhistory.livejournal.com.
Нам по пути ❤️