С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Два юбилея приходятся на ближайшее время у всеми любимой «семерки»: сорок лет назад, в марте 1982 года, с конвейера Волжского автозавода сошли первые экземпляры модели ВАЗ-2107, а десять лет назад, в апреле 2012-го, производство машины прекратилось. Истории люксовых «Жигулей» посвящена сегодняшняя «Музейная среда».
Фото: www.autowp.ru.
Биография автомобиля впечатляющая – тридцать лет в производстве. И хотя под конец выпуска от былой славы «Советского «Мерседеса»» не осталось и следа, вплоть до последнего выпущенного экземпляра машина пользовалась высоким спросом. Ценили её уже не за представительность и относительную роскошь, а за доступную цену.
Самое серьезное внешнее отличие от созданной параллельно «пятерки» (ВАЗ-2105) проявлялось в фас: объемный прямоугольник в хромированном обрамлении у более престижной «седьмой» модели сразу стал причиной клички ХБМ – «Хочу быть «Мерседесом»».
Подобным способом украшения автомобилей в те времена пользовались многие компании, когда желали выделить ту или иную модель. А наибольшее влияние на фронтальное псевдоретро оказал сверхпопулярный американский «Линкольн» модели «Марк III» 1968 года.
В совершенно новой передней панели предусматривались тахометр и часы – символы роскоши и спорта. Фото www.autowp.ru.
К дебюту «семерки» в 1982 году этот мотив уже был на излете популярности, в моду входили старые клинообразные формы. Но если учесть, что корни почти всех моделей ВАЗ уходили в фиатовское наследие образца 1966 года, то финальный аккорд старой конструкции получился весьма впечатляющим.
Новое поколение «классического» семейства было задумано еще в 1975 году. К тому времени стало понятно, что потенциал оригинального ВАЗ-2101 и компании вскоре будет исчерпан. Следовало максимально осовременить доставшуюся от итальянцев конструкцию, но так, чтобы не трогать самые дорогие элементы: каркас кузова, стекла, механические детали. Таким образом, модернизация заключалась в замене наружных элементов нижнего пояса, чтобы максимально привести устаревшую конструкцию к актуальному дизайну. Также учли стандарты безопасности и экологичности: модернизировали двигатель, предусмотрели возможность установки энергопоглощающих бамперов и усилителей дверей для возможного экспорта в Канаду и США.
Базовым двигателем для будущей «семерки» стал бывший мотор «трешки» объемом в 1,5 литра. К сожалению, более мощный двигатель 1.6, подходящий имиджу «семерки», почти весь уходил на популярную за рубежом «Ниву».
Передние кресла с интегрированными в спинку подголовниками смотрелись как настоящий заграничный шик. Фото: www.autowp.ru.
Базовая модель нового семейства – ВАЗ-2105 («пятерка») – с прямоугольными блок-фарами, современными цельноформованными деталями салона из пластика, сложилась практически сразу. А вот на то, чтобы сделать из нее «люксовый» ВАЗ-2107, дизайнеры Волжского автозавода потратили немало усилий. К идее знаменитой решетки радиатора пришли не сразу, вначале пытались изменить облик, сделав «богаче» стандартный фальшрадиатор ВАЗ-2105, заменив новые блок-фары набором из четырех круглых «шестерочных» фар. Выходило неубедительно, пока не пришла идея классического хромированного фронтона.
Эта находка так приглянулась руководству СССР, что на предварительном показе модели Председатель Совета министров Алексей Косыгин даже предложил обойтись без базовой «пятерки», запустив в производство только люксовый вариант. А для Леонида Ильича Брежнева даже сделали особый гибридный экземпляр 2106 и 2107, снабдив уже выпускавшуюся модель облицовкой радиатора и капотом от перспективной «семерки». Леонид Ильич хотел саму «семерку», но ему объяснили, что модель еще не готова и предложили промежуточный вариант. Брежнев его благосклонно принял и отдал дочери Виктории.
Фото: www.nexia-faq.ru.
Другие дополнения у будущей «семерки» были скромны, но тоже по делу: немного иные задние фонари, новый салон с высокой передней панелью и массой дополнительных приборов, особые интегральные передние кресла, в которых основа спинки и подголовник были слиты в единое целое.
Кроме того, «семерка» получила одни из первых в советской отрасли пластиковые бамперы. Сначала хотели обойтись стандартными алюминиевыми «пятерочными» деталями, лишь отхромировав их верхнюю часть. Но в итоге остановились на полностью пластиковой конструкции со стальной накладкой сверху.
Проблема заключалась в том, что в СССР тогда еще не было ни материалов, ни технологий для производства подобных прочных, морозоустойчивых и эстетичных бамперов. Поэтому вплоть до 1990 года «семерки» комплектовались бамперами, произведенными в Югославии.
Последний проект кардинально модернизированной классической модели подготовили в 2007 году. Но взамен омоложения завод пошел по пути упрощения «семерки» без изменения внешности. Фото: www.autowp.ru.
К началу последнего десятилетия двадцатого века ВАЗ-2107 уже значительно растерял первоначальную свежесть, да и престиж модели порядком упал. С середины 1980-х самыми желанными среди вазовских машин стали модные переднеприводные «восьмерки» и «девятки». ВАЗ-2107 тем не менее все еще собирались выпускать какое-то время, так как машина обходилась по грошёвой себестоимости и приносила отличный доход.
В последние годы существования СССР даже предлагались варианты модернизации «семерки»: внедрение новых бамперов, полное изменение передней части в духе времени (скошенный профиль облицовки радиатора и фар). Но экономический кризис поставил на этих идеях жирный крест.
На ВАЗ-2107 все же появлялись актуальные обновления. Как, например, необходимая по экологическим требованиям система впрыска топлива взамен карбюратора. Уже под конец 2000-х модель опять захотели кардинально обновить, но взамен предпочли вложится в гораздо более перспективную «Калину».
Последним успехом «семерки» стала программа утилизации старых автомобилей, принятая в России на 2010 год. Давно устаревшая модель вдруг взлетела на вершину автомобильного хит-парада страны, так как бонус за сдачу ВАЗ-2107 позволял с минимальной доплатой приобрести новую машину. Всплеск популярности длился недолго, и уже в 2011 году ВАЗ передал производство «семерки» вошедшему в его состав Ижевскому автозаводу. А 2012 году ВАЗ-2107 покинули конвейер уже навсегда.
Последняя модель «Жигулей» – символ благополучия и достатка в 1985 году. Фото: «Мосфильм».
Конечно, на закате карьеры автомобиль не был тем, который ослепил своей новизной и престижем коллег героини Ирины Муравьевой в «Самой обаятельной и привлекательной» 1985 года. Но многие запомнили «семерку» именно такой – маленьким, но чертовски обаятельным и привлекательным советским «Мерседесом».
Нам по пути ❤️