Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Каждый год Москва с нетерпением ждет открытия мотосезона. Мероприятие всегда проходит с шумом «рычащих» моторов, парадом редких байков, музыкой и весельем. В этом году сезон был открыт 30 апреля, и улицы города вновь заполнили мотоциклисты. В сегодняшней колонке я решила вместе с вами вспомнить историю отечественной мототехники.
Фото: киностудия «Мосфильм».
Долгое время двухколесное транспортное средство на моторе являлось менее затратной альтернативой автомобилю. В первые годы Советской власти правительству было не до производства мотоциклов, поэтому в быту использовали то, что осталось от царских времен. А остался разномарочный парк двухколесной техники, собранной со всего мира. Стремясь поддержать технику на ходу, государственные предприятия и частные лица создавали самые невероятные гибриды.
Помните «кустаря-одиночку с мотором» Полесова из «12 стульев»: «Однажды, после одного такого запоя, он вывел во двор, как барана за рога, мотоцикл, составленный из кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мотор в 1 1/2 силы был вандереровский, колеса давидсоновские, а другие существенные части уже давно потеряли фирму. С седла свисал на шпагатике картонный плакат «Проба»».
Иногда дореволюционные мотоциклы появляются на выставках ретротехники. Фото Дмитрия Федорова.
До революции в России выпускали мотоциклы и собственного производства. Например, продукция фабрики «Россия» и машины «Мото-Рев» московского велосипедно-авиационного завода «Дукс». Но политика царского правительства больше была направлена на импорт, чем на собственное производство. Поэтому к Первой мировой войне мотопарк состоял в основном из представителей зарубежных марок.
Советское правительство к концу 1920-х годов осознало важность собственного производства, двухколесная техника требовалась милиции и армии. Борьба за «наш советский мотоцикл» была не столь отчаянной, как за автомобиль, но все же в 1930 году в Ленинграде освоили выпуск первого советского мотоцикла «Красный Октябрь» или Л-300. Машинка была небольшая и неприхотливая. Её советский гражданин мог купить свободно, что даже привело к дефициту и налаживанию параллельного производства в Ижевске.
Актриса Марина Ладынина на мотоцикле ПМЗ в довоенном фильме «Трактористы». Фото: киностудия «Мосфильм».
Л-300 мало подходил для условий армейской службы, поэтому в Подольске и Таганроге наладили производство более серьезных машин ПМЗ-А-750 и ТИЗ-АМ600. Модели представляли собой отечественное прочтение американской и британской конструкторских школ. Кстати, именно на огромном ПМЗ лихо разъезжала бригадир Марьяна Бажан в кинофильме «Трактористы».
Более удачной моделью стал мотоцикл М-72, созданный по образу немецкого BMW с двухцилиндровым оппозитным мотором. Именно эта конструкция, поставленная на производство перед самым началом войны, заложила основу для последующих советских тяжелых мотоциклов. Центром их производства был и до сих пор остается уральский город Ирбит.
Новый виток развития советской мотопромышленности обозначен окончанием войны. Когда на оборудовании и по технологиям, вывезенным из Германии, начали производство моделей различных классов. Тогда был основан Минский мотоциклетно-велосипедный завод, предприятие имени В.А. Дегтярева в Коврове и Ижевский машиностроительный завод наладили производство мототехники.
Именно с того момента мотоцикл для советского человека стал превращаться в предмет повседневного обихода, средство индивидуального передвижения более доступное, чем автомобиль.
Освоенный перед самой войной М-72 – родоначальник отечественной школы тяжелых мотоциклов с оппозитным мотором. Фото Дмитрия Федорова.
Стройные ряды мотоциклов выстраивались перед проходными заводов, они стали обязательным атрибутом жизни сельского жителя, начал совершенно иными темпами развиваться мотоспорт. А еще люди на мотоциклах отправлялись в дальние путешествия, открывая для себя новые уголки страны.
Владельцы импортной техники постепенно превращались в особую касту городских моторизованных стиляг, интеллигенции с мотором. В эту же компанию влились и поклонники новоявленных мотороллеров, производство которых наладили с 1957 г. в Вятских Полянах и Туле. Стильные машинки на небольших колесиках лучше защищали от брызг и грязи, чем обычные мотоциклы, и поэтому были особенно любимы молодыми горожанами.
Наблюдая популярность подобной техники в Европе, во Львове и Риге наладили выпуск малокубатурных мопедов. Своего рода переходное звено между велосипедами и мотоциклами. Они вскоре стали мечтой каждого советского мальчишки, вроде Сергея Сыроежкина из «Приключений Электроника», неразлучного с «Верховиной» производства Львовского мотоциклетного завода.
Алая «Верховина-4» из «Приключений Электроника» была типичным советским мопедом 1970 годов. Фото: «Одесская киностудия».
К 1980-м годам советская мотопромышленность по объемам выпуска занимала второе место в мире после Японии. Один только ижевский завод выпускал в год по 350 тысяч мотоциклов. В Европе и Америке мотоциклы проиграли битву за потребителя автомобилям. Люди могли позволить себе личные машины, в пользу которых и отказались от двухколесной техники. Производство мототехники на Западе рухнуло. Выжили только компании, предлагавшие наиболее совершенные и качественные модели, пригодные для отдыха и развлечений, и дешевые мопеды, на которые не требовались водительские права.
В СССР автомобильный бум грянул в конце 70-х, но на объемы производства мотоциклов это повлияло не сразу, заводы обязаны были выполнять план поставок. Конечно, мотоциклы, особенно с коляской, продолжали покупать в сельской местности, так как легковые внедорожники традиционно оставались в большом дефиците. Но в целом, уже была не редкой ситуация, когда завезенные в магазины мотоциклы стояли в ожидании покупателей месяцами.
Советские мотоциклы последних лет выпуска обычно не имеют коллекционной ценности и поэтому часто используются для кастомных проектов. Например, как этот «Иж-Юпитер-5» середины 1980-х годов. Фото Дмитрия Федорова.
В состоянии фактически «летаргического сна» советский мотором вошел в перестроечные времена, когда страну накрыл вал подержанной, а потом и новой западной техники. Мотоцикл с 1990-х годов перестал являться доступным транспортным средством, превратившись в дорогую машину для людей, которым нужна яркая и проворная техника.
В настоящее время на территории бывшего СССР практически не осталось прежних заводов-гигантов, поставлявших в магазины сотни мотоциклов. Большинство прекратило выпуск мототехники. Хранит традиции, пожалуй, только Ирбитский мотоциклетный завод, выпускающий тяжелые «Уралы». Предприятие уже несколько лет работает практически исключительно на экспорт, поставляя любителям стиля ретро исконно русские мотоциклы.
Брэд Питт с русским мотоциклом «Урал». Фото: Яндекс.Дзен, канал «stepsoft.info».
Нам по пути!