6 июля 2022

Ретропарады в СССР

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.


Во время парадов ретротехники создается ощущение, что старинный транспорт никогда не покидал улиц города. Возможно, это потому что мы знакомы со многими моделями по историческим фильмам, или привычное чувство сформировали именно парады, первый из которых состоялся в СССР более полувека назад (в 1966 году).

Фото: www.russiainphoto.ru.

Первый ретропарад в СССР получился едва ли не случайно. В середине 1960-х годов Иосиф Михайлович Гоберман – личность без всякого сомнения легендарная – задумался о празднике для людей за рулем. Право на подобную инициативу Иосиф Михайлович имел бесспорное: бессменный начальник «Главмосавтотранса» с 1955 г. по 1983 г. Он еще с 1937 года руководил Транспортным управлением Мосгорисполкома, которому подчинялось практически всё автомобильное хозяйство столицы.
 

И вот в один знаменательный для истории момент, чуть ли не на приеме у самого Леонида Ильича Брежнева, начальник автотранспорта всея Москвы задал вопрос: почему на государственном уровне празднуют дни шахтера, авиатора, моряка, людей прочих почитаемых профессий, а многомиллионная армия водителей смотрит на это со стороны? Идею поддержали, и 9 октября 1966 года центральные улицы столицы на несколько часов превратились в грандиозный передвижной смотр автомобильной техники под лозунгом: «Первый московский день автомобилиста».
 

Основным местом действия стало Садовое кольцо, но кроме него машины прошли по улице Горького, проспектам Карла Маркса и Ленинскому, завершив парад выставкой в Лужниках.

Колонны автомобилей на «Первом московском дне автомобилиста». Фото: www.laz-legend.ru.

По некоторым подсчетам число зрителей шествия составило около миллиона человек. Кроме того, велась прямая телетрансляция и радиоэфир.

Поначалу идея праздника подразумевала лишь проезд новейшей продукции отечественного автопрома, которая трудилась на благо советских людей. Но в процессе подготовки мероприятия список участников значительно расширили, включив туда гоночные автомобили, перспективные разработки, военную, коммунальную и сельскохозяйственную технику. И даже самодельные детские автомобильчики «Клуба юных автомобилистов». Первые удостоенные официального государственного признания старинные автомобили и гужевые телеги шли в колонне под лозунгом «автомобили-ветераны».

Первый советский грузовик АМО-Ф-15 взял на себя функции «пресс-автомобиля». Фото: www.russiainphoto.ru.
Так «Московский праздник автомобилистов» стал первым в СССР мероприятием, где советские люди могли познакомиться с историей автомобилестроения. Раритетные машины для парада собирали со всей страны. Ретро в то время было совершенно не в моде, люди предпочитали смотреть в прекрасное будущее, поэтому энтузиастов старинной техники в СССР насчитывалось буквально единицы.

Колонну «автоветеранов» возглавил старейший сохранившийся в Советском Союзе автомобиль – немецкий «Бенц-Вело» 1895 года, найденный и восстановленный незадолго до описываемых событий в Ленинградской области.
Историческими машинами из собственных запасов поделился Политехнический музей и заводы-производители. В кузове первого советского грузовика АМО-Ф-15 ехали фотокорреспонденты, деловито шуршал шинами КИМ-10, предоставленный Московским заводом малолитражных автомобилей, следом шли «газоны» и «полуторки», приехавшие из Горького. Вместе с ними двигались в одной колонне старые машины частных владельцев, некоторые из них с дореволюционной историей.

Эффект от мероприятия оказался настолько внушительный, что парад повторили в следующем году.

Прибалтика в 1970-х годах была центром для любителей ретро, именно там проходили самые интересные мероприятия. Фото: www.raw21.com.

После подобных масштабных мероприятий в Москве больше не проводили. Но интерес населения к автомобилестроению только возрастал. А коллекционеры ретротехники осознали важность своего увлечения.
 

Следующий парад, причем состоявший  исключительно из ретроавтомобилей, провели уже в 1969 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Но это был лишь эксперимент, организованный местными журналистами. 

Московский клуб «Следопыты автомотостарины» показал в первый раз машины из собраний его участников (25 мая 1976 года, территория ВДНХ). Фото: «Яндекс.Дзен» AvtoLawyer.


Волна интереса к ретротранспорту захватила страну благодаря организованным сообществам. Пионером выступил рижский клуб ААК, основанный в 1973 году. Он сразу отметился мощным слетом любителей техники со всей страны с обязательным дефиле «старичков» по улицам и бульварам прибалтийского город и финишем на гоночной трассе «Бикерниеки».


Далее процесс пошел едва ли не лавинообразно. Клубы любителей старой техники начали появляться по всей стране: Ленинград, Таллин, Челябинск… А что столица? Московское объединение «Следопыты автомотостарины» заявило о себе в 1975 году и уже на следующий год провело первый парад на ВДНХ.
 

Постепенно колонны ретротехники стали непременными участниками празднования Дня молодежи, Международного дня музеев и Дня города.

Стадион АЗЛК долгие годы служил местом проведения фестивалей ретротехники. Фото: www.pastvu.com.

Особым местом для любителей ретро с 1977 года стал стадион завода АЗЛК.  На беговые дорожки которого (помимо частных машин) обязательно  выкатывались исторические модели из собрания завода. 

С распадом СССР постепенно уходили в историю и ретроклубы советской формации. Им на смену пришли коллекционеры исторической техники новой волны, объединения любителей той или иной марки, транспортные организации, которые сохранили историю и восстанавливали технику. 


Сегодня демонстрация ретротехники на городских улицах превратилась в традицию. Парады ретротранспорта проводятся в Москве с 2013 года и вызывают огромный интерес – их посещают десятки тысяч москвичей. 

 Петербургский ретропарад. Фото: www.retroparad.ru.


Регулярно в подобных мероприятиях принимает участие и Музей Транспорта Москвы. Кстати, в следующий раз вы сможете увидеть машины из нашей коллекции совсем скоро – 9 июля на Воробьевых горах на фестивале «Ретрорейс». Приглашаем всех любителей ретротехники. Вход бесплатный, по регистрации на сайте музея: https://mtmuseum.com/retro-cruise.

Нам по пути ❤️  

Сайт Музея Транспорта Москвы