Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Самый крупный пассажиропоток на континенте, начало самого длинного железнодорожного маршрута в мире – это всё относится к заслугам Ярославского вокзала. А еще в эти дни он отмечает 160 лет с момента постройки.
Прекрасный повод вспомнить его историю.
Фото: ru.wikipedia.org.
Ярославское направление железной дороги появилось в самом начале российского железнодорожного бума. В дополнение к Николаевской железной дороге тогда строились петербургско-варшавское и московско-нижегородское направления, велись работы по множеству трасс, которые в итоге должны были соединить 26 губерний, протянувшись от Балтийского до Черного моря.
Помимо казенных средств при освоении железнодорожного дела привлекали частные капиталы. И железная дорога от Москвы до Ярославля стала первой, построенной на частные средства акционеров. Инициатором строительства стал промышленник, общественный деятель и ученый Федор Васильевич Чижов. Он был первым в России, кто применил к определению доходности бизнеса научный подход.
Первоначальный вид здания вокзала в дни коронации Императора Николая II. Фото: www.humus.livejournal.com.
Чтобы удостовериться в перспективности железной дороги до Ярославля, Чижов привлек студентов. Они круглосуточно считали кареты, телеги и пеших путников, двигавшихся по Троицкому (Ярославскому) шоссе. После подведения итогов выяснилось, что за год этим направлением пользуются 150 тысяч человек и перевозится около 4 миллионов пудов различных грузов.
Прокладка рельсов до самого Ярославля все же была весьма затратным предприятием, поэтому для начала инвесторы решили ограничиться сооружением пробного участка протяженностью 70 км – от Москвы до Сергиева Посада. Большое число паломников Троице-Сергиевой лавры обеспечивали дополнительный пассажиропоток. Главным акционером предприятия стал купец-виноторговец Иван Федорович Мамонтов. В руках его семьи эта и некоторые другие железные дороги, исходящие от Москвы, содержались вплоть до начала ХХ века.
Прибытие первого поезда в Сергиев Посад. Фото: ru.wikipedia.org.
Изначально духовенство считало, что паломники должны совершать свой путь к святыне только пешком. Чтобы изменить мнение церкви на формальное открытие дороги, в августе 1862 года пригласили Митрополита Московского Филарета. Для высокой духовной особы это был первый опыт путешествия по железной дороге.
По окончанию поездки Филарет произнёс небольшую речь-напутствие: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти – ехать полтора часа». Таким образом, новая дорога получила благословение от церкви, что было немаловажно для верующих. Но многие из них считали зазорным сидеть в вагонах при паломничестве, предпочитая проводить дорогу стоя на ногах.
Новая железная дорога вышла образцовой как по бережливости в части постройки, так и по внедренному сервису. Главной визитной карточкой предприятия стал заново выстроенный Троицкий вокзал. Появился он на том же месте, где стоит нынешний Ярославский, хотя рассматривались варианты с размещением конечной станции вблизи Сухаревской площади, на Крестовской заставе (Рижская площадь) и даже объединение с Николаевским вокзалом. В итоге выбрали последний вариант, но со своим обособленным зданием.
Перестройка Ярославского вокзала продолжалась с 1902 по 1906 год. Фото: ru.wikipedia.org.
Ярославским вокзал стал называться в 1870 году, когда железную дорогу проложили до Ярославля. Хотя здание сохранило некоторые элементы изначальной постройки, то первое, оригинальное сооружение, было совершенно иным. Довольно скромных форм, двухэтажное, П-образное в плане.
Весьма скоро, с развитием дальнейших направлений, первое здание вокзала исчерпало свои возможности по обслуживанию пассажиров и их багажа. Ведь уже в первый год работы, когда железная дорога тянулась только до Сергиева Посада, ей воспользовались 456 тысяч человек – втрое больше, чем предполагалось изначально.
А к концу XIX века с Ярославского вокзала уже можно было добраться до Архангельска, не считая множества ответвлений в иные города, вроде Рыбинска или Вологды. Началось строительство участков будущей Транссибирской магистрали, которая тоже должна была начинаться с перрона Ярославского вокзала. Небольшие переустройства имевшихся помещений и пристройки новых флигелей не спасали вокзал от перегруженности.
Интерьеры вокзала в начале XX века. Фото ru.wikipedia.org.
В 1902 году, после перехода железной дороги в казну из-за обвинений в растрате Саввы Мамонтова (наследника прежнего главного акционера), началась постройка нового здания. За проект отвечал архитектор Федор Осипович Шехтель, и вот как он сам описывал возникшую у него в голове идею:
«... я изобразил уголок моих построек в Глазго (русский павильон Международной выставки в Глазго 1901 года). Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений».
Шехтель виртуозно замешивал русский стиль с готикой, а тот с модерном, отсюда и вышел столь неоднозначный и разнообразный по своим формам Ярославский вокзал. Что это: русский терем, средневековый замок или крепость? Каждый найдет в элементах вокзала что-то свое.
Памятная монета Банка России, посвященная Федору Шехтелю и его главному творению. Фото: www.cbr.ru.
Также при постройке вокзала широко использовались самые передовые на тот момент технологии и материалы: металлические каркасы, железобетон. Это позволило снизить стоимость строительства.
Внутри, если отбросить функционал, помещения вокзала напоминали мрачный средневековый замок. Это ощущение пытались скрыть деревянной обшивкой стен и картинами Константина Коровина, сценки из жизни народов Севера.
В дальнейшем в жизни Ярославского вокзала было еще множество событий. Например, переименование в 1922 году в Северный, чего совершенно не приняли москвичи и гости столицы, по-прежнему называвшие вокзал Ярославским. Исконное наименование вернули в середине 1950-х.
Наконец, в советское время вокзал постоянно перестраивали и расширяли. Бесконечные реконструкции не затрагивали облик, но серьезно меняли оформление интерьера. Подмосковные жители пользовались Ярославским направлением чаще, чем каким-либо другим, и это требовало непрерывного совершенствования пассажирооборота в стенах здания. Пути отодвигали все дальше, переделывали планировку, возводили дополнительные секции.
Деревянный перрон и первые электрички: именно с Ярославского вокзала в 1929 году пошли в направлении Мытищ первые в столичном регионе электропоезда. Фото: «Яндекс Дзен».
В 1995 году началась реконструкция стремившаяся не только улучшить функционал, но и вернуть изначальные идеи Шехтеля во внутреннем убранстве. Ярославский вокзал, являясь важнейшим транспортным узлом столицы, уже не может полностью вернуться к первоначальному внутреннему облику, но снаружи он по-прежнему остается таким же, как в начале XX века – сказочным замком, открывающим загадочный и таинственный мир Севера и Дальнего Востока России, а также Мытищ и других окрестностей столицы.
Нам по пути!