16 ноября 2022

Подземная валюта

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Многие из нас уже забыли, что такое кассы в метро, пополняя баланс «Тройки» удаленно или прикладывая банковскую карту прямо к турникету. А ведь когда-то непременным атрибутом поездки в метро была покупка жетона или размен крупных монет на пятикопеечные. О давних традициях подземки наша сегодняшняя колонка.
 

Поначалу люди часто катались на метро туда-сюда из любопытства, выходя на каждой станции и любуюсь красотой подземных дворцов. Но эту вольницу быстро прекратили, приказав контролерам проставлять на билете время входа на станцию. Начиная с этого момента у пассажира оставалось 35 минут на пользование метрополитеном. Вполне достаточно, чтобы доехать из конца в конец, но без прочих рандеву под землей. За временем пребывания в метро следили контролеры на выходе и в вагонах.
 

Интересно, как функционировала подобная система, если бы в московском метро тогда использовались жетоны. А ведь именно такая система оплаты закладывалась изначально. На станциях перед открытием даже установили опытные турникеты, и была выпущена партия бронзовых «кругляшков» с пятиконечной звездой-вырезом в центре. Но пробная эксплуатация показала, что работает система турникет-жетон не слишком хорошо: жетоны постоянно застревали, требуя вскрытия приемного устройства.
 

Самые первые турникеты московского метро, прожившие весьма короткую жизнь. Фото: ussr.totalarch.com.
 

Тему автоматизированного прохода на время оставили, хотя с сентября по октябрь того же 1935 года еще раз провели испытания с жетоном немного измененного дизайна – с круглой дырочкой в центре. Жетоны в рамках эксперимента не служили средством оплаты, их продавали вместе с бумажным билетом, опускание в прорезь турникета производилось лишь с тестовой целью. Но эксперимент опять вышел неудачным. В итоге турникеты демонтировали, а изготовленные жетоны отправили в переплавку.


Система с бумажными билетами и их ручной проверкой, конечно, была неудобна. Чтобы хоть как-то компенсировать неизбежные очереди в кассах и на проход к поездам, в вестибюлях смонтировали автоматы по продаже билетов,  также были введены книжки-абонементы с отрывными билетами по льготной цене и долгосрочные проездные.


Но перечисленные меры все же не решали проблему, и уже в годы войны  вновь стали разрабатывать план по внедрению турникетной системы. Реальное воплощение началось в 1952 году, когда на станции «Красные ворота»  появилась первая автоматизированная система прохода. 

Самый первый образец жетонов Московского метрополитена образца 1935 года. Фото: www.picabu.ru.

Эксперимент и на этот раз признали удачным. Хотя все еще были сомнения, турникеты какого типа применять: с вертушками-крестовинами или свободного прохода, преграждающими дорогу только в случае неоплаченной поездки? В итоге выбрали второе, и с 1957 года в московском метро стали внедрять жетоны, которые следовало опускать в специальную прорезь турникета.


Выглядели новые жетоны попроще довоенных образцов, материалом служил сплав меди, никеля, цинка и железа. Стоимость поездки на тот момент составляла 50 копеек, ровно столько же как в 1935 году, при запуске метро. Хотя за прошедшие двадцать лет она понижалась до 30 копеек, но в итоге вернулась к первоначальному значению.
 

Бумажные билеты прожили еще несколько лет, пока в 1959 году не завершилось переоборудование всех станций подземки на новый способ оплаты. 

Фото: www.transport.mos.ru.


Но как оказалось, и этим жетонам не суждено было надолго остаться подземной валютой. С денежной реформой 1961 года, которая деноминировала цены и деньги в стране в 10 раз, в обиход вошла новая пятикопеечная монета. Чтобы не менять «медь» на «никель», то есть монету на жетон лишний раз, было решено заменить последнее на обычный «пятак». Это сулило немалую экономию даже с условием переделки турникетов на новый вид платежного средства.

Вот так выглядел «утвержденный» образец турникета конца 1950-х годов. Фото: www.naminteresno.com.

Тем более, что стабильная советская экономика не предполагала денежных потрясений, которые заставили бы менять стоимость проезда. Так и вышло, «пятачком» можно было расплачиваться за вход в метро целых 30 лет.
 

В это время обязательным атрибутом вестибюлей метро стал звон разменных автоматов. Опускаешь в прорезь 10, 15 или 20 копеек и получаешь в лотке соответствующее количество пятикопеечных монет. Кассы метро тогда продавали только долговременные бумажные проездные, с ними следовало проходить рядом с будкой дежурного-контролера.
 

Эта идиллия продолжалась три десятилетия. Несмотря на то, что в СССР конца 1970-х – начала 1980-х годов уже начались затруднения в экономике, которые приводили к повышению цен на машины, бытовую технику, кофе, бензин и прочие «предметы роскоши», стоимость проезда в городском транспорте оставалась неизменной.
 

Разменные автоматы могли принимать как все три типа «серебряных» монет, так и быть настроенными только на один из них. Фото: www.smolbattle.ru.

Конец стабильности пришел в 1991 году: со 2 апреля стоимость одной поездки выросла сразу в три раза, до 15 копеек. По инерции считалось, что это единовременное решение, поэтому турникеты переделали либо на прием монеты в 15 копеек, либо трех «пятаков». Но прогрессирующая инфляция быстро обесценила и этот тариф. Стало понятно, что взамен обесцененных монет необходимо внедрять жетоны.
 

Так 1 марта 1992 года в московском метро вновь появилась своя «валюта». Вначале жетончики были металлические и обходились пассажиру в 50 рублей за штуку. Но очень быстро их заменили на аналоги из прозрачного пластика из-за более низкой себестоимости производства. Впрочем, век и этих жетонов был не очень долог – всего семь лет.

 

Уже с 1993 года проходит эксперимент по внедрению магнитных карт, а затем бумажные билеты с магнитной полосой и прописанными на них поездками становятся равнозначным средством оплаты наряду с жетонами.
 

В начале 1999 года были проданы последние жетоны, уже в феврале их вывели из обращения. К этому моменту Москва освоила не только  магнитные билеты, но и бесконтактные транспортные карты, которые в итоге превратились в нашу любимую «Тройку». А уцелевшие жетоны отправились в музеи и частные коллекции, чтобы иногда напоминать нам о том, как интересно выглядела транспортная жизнь в XX веке.

Жетоны из 90-х. Быстро забытый металлический и основной пластиковый. Фото:  www.dom.lastr.ru.
 

Нам по пути ❤️  

Сайт Музея Транспорта Москвы