Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Вы будете удивлены, но практически каждый вокзал Москвы, за исключением совершенно нового Восточного, когда-то назывался совсем не так, как мы привыкли слышать. Причем иные меняли свое имя даже несколько раз. Сегодня мы попытаемся разобраться в этой исторической железнодорожной игре слов.
Конечная станция, она же вокзал Николаевской дороги, в 1884 году. Фото: Найденов. Н.А.
Стальные пути пришли в Москву в 1851 году, открыв движение на столичный Петербург. На красной линии Каланчевской площади тогда возвели двухэтажное здание вокзала, парное к аналогичному, но немного больших размеров, в Петербурге. Поначалу московская точка отправления поездов именовалась по направлению движения – Петербургским вокзалом.
Спустя четыре года, учитывая вклад, который внес скончавшийся в том году царь Николай I в строительство железнодорожной магистрали, вокзал и сама железная дорога до Петербурга стали в Николаевскими.
Интересно, что откровенно самодержавное название продержалось более пяти лет после революции и только в 1923 году Николаевскую дорогу переименовали в Октябрьскую. А вместе с ней и вокзалы с обоих концов магистрали.
Но в 1930 году вокзал в Ленинграде снова нарекли Московским по имени основного конечного пункта. Любопытно, что до столицы аналогичная пертурбация докатилась лишь семью годами позже – в 1937 году. С той поры и по сей день вокзал в Москве так и именуется Ленинградским, несмотря на возвращение исторического названия городу Санкт-Петербург в 1991 году.
Изначально здание, построенное в 1899 году, называлась Курско-Нижегородским вокзалом. Фото: ru.wikipedia.org
Следующим по времени появления в Москве стал давно забытый Нижегородский вокзал. Его отстроили в 1861 году у Рогожского вала. О существовании в этих местах железнодорожного терминала давно уже ничего не напоминает, обветшавшее здание снесли еще в 1950-х годах.
Причем пассажирское движение с него прекратилось гораздо раньше, когда в 1896 году Московско-Нижегородскую железную дорогу объединили с Московско-Курской. Соответственно, отправление поездов на Нижний перенесли на Курский вокзал, существовавший на тот момент уже 30 лет.
Из-за объединения направлений вокзал в 1896-1935 годах именовали Курско-Нижегородским. А потом случился казус: движение в сторону Волги передали вновь образованной Горьковской железной дороге и юридически вокзал перестал иметь отношение к восточному участку магистрали (хотя поезда в том направлении отправлялись). В итоге из названия убрали упоминание Нижнего Новгорода. Тем более, что оно превратилось в архаику: город переименовали в Горький еще в 1932 году.
Ярославский же вокзал в первое время своего существования, с 1862 по 1870 год, именовался Троицким. Объяснение тому простое: первый участок железной дороги, проложенный в этом направлении, проходил только до Сергиева Посада, знаменитого Троице-Сергиевой лаврой. Собственно, железная дорога и была построена в основном в расчете на паломников в эту обитель.
Первое здание Ярославского вокзала не снесли, а аккуратно встроили в более позднюю постройку. Фото: www.sheleg.ru
Однако расчет оказался неверным, ощутимой прибыли от перевозки паломников получить не удалось. Поэтому рельсы в 1870 году продлили далее до Ярославля – и вокзал переименовали в Ярославский.
Позже, в начале XX века, возможности путешествий в этом направлении существенно расширились. Поезда теперь шли, в том числе к Архангельску – на самый русский север.
В 1907 году Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу переименовали в Северную, а вместе с ней и вокзал в Москве. Хотя в народе это название так и не прижилось и в обиходе его по-прежнему называли Ярославским.
Недоразумение устранили в 1936 году: тогда административно Северную и Ярославскую железные дороги вновь разделили и вокзалу теперь уже официально вернули привычное имя – Ярославский.
Расположенный через площадь Казанский вокзал получил название с утверждением проекта нового здания в 1912 году, которое с большим трудом удалось закончить только спустя 14 лет, после Первой мировой войны, революции и последующих событий.
Сооружения, стоявшие на том же месте, сначала временное и деревянное, затем довольно скромное каменное, назывались Рязанским вокзалом, по Московско-Рязанской железной дороге. При том, что продление до Казани было завершено еще в 1894 году, с соответствующим изменением названия управляющей организации.Рязанский вокзал в 1891 году. Фото: Найденов Н.А.
Белорусский вокзал – признанный чемпион по быстроте смены первоначального названия. С первым именем Смоленский, по конечной станции ветки на тот момент, он прожил только год – с 1870-го по 1871-й. Продолжение дороги построили чрезвычайно быстро и в 1871 году появилась возможность отправиться на поезде прямо до Бреста. Соответственно наименование оперативно поменяли на Брестский вокзал.
А вот следующее имя выпало из привычной географической системы. В 1912 году, в рамках празднования столетия победы над Наполеоном, Московско-Брестскую дорогу переименовали в Александровскую: в честь императора Александра I. Вокзал, как вы понимаете, тоже превратился в Александровский.
После революции, в результате объединения Александровской и Московско-Виндаво (современный Вентспилс)-Рыбинской дорог, получилась Московско-Белорусско-Балтийская железная дорога. Вокзал при этой перемене начали называть Белорусско-Балтийским. И только в 1936 году здание на Тверской заставе стало просто Белорусским вокзалом.
Киевский же вокзал при его основании в 1899 году именовался Брянским. Так как именно в том году был построен участок Москва-Брянск, вошедший в Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу. Брянским вокзал был до 1934 года, когда с переносом столицы Украинской ССР из Харькова в Киев его решили переименовать в Киевский.Павелецкий вокзал в 1910 году. Фото: www.mosdays.ru
А вот с Павелецким вокзалом сложнее. В различных источниках, как и на старых картах, упоминаются сразу две версии первоначального наименования. По одной из них, он получил свое оригинальное имя Павелецкий сразу при постройке в 1900 году, по крошечному рабочему посёлку Павелец Рязанской губернии. Этот ничем не примечательный топоним являлся стартовой площадкой при сооружении соединительной ветки с Москвой для крупнейшей в России частной Рязанско-Уральской железной дороги.
Другой вариант предполагает, что вокзал изначально нарекли Саратовским: в честь приволжского города, где находилось главное управление Рязанско-Уральской дороги. Так или иначе, но примерно с 1912 года название Саратовский становится приоритетным.
В январе 1924 года на этот вокзал прибыл траурный поезд с телом Владимира Ленина. Вскоре печальный состав обрел вечную стоянку в этом месте, а сам вокзал переименовали в Ленинский. Но название не прижилось и спустя считанные годы терминалу вернули прежнее – Саратовский. А вот причина превращения вокзала обратно в Павелецкий где-то в 1938 году до сих пор остается загадкой.
Рижский вокзал тоже менял свои наименования с завидной частотой. С самого появления здания в 1901 году отсюда отправлялись поезда к Балтийскому морю, преимущественно в Виндаву (Вентспилс), расположенную на территории современной Латвии. Оттого первое имя вокзала – Виндавский.Виндавский вокзал на дореволюционном снимке. Фото: www.train-photo.ru
Во второй половине 1920-х годов вокзал перешел в подчинение объединенной Московско-Белорусско-Балтийской дороге и, за неимением лучшего варианта, превратился в Балтийский.
Но так как в Москве тех лет находился еще и Белорусско-Балтийский вокзал, подобное дублирование названий никак не шло на пользу при документообороте.
В итоге, при следующей реорганизации, вокзал в 1936 году переименовали в Ржевский, по названию крупного железнодорожного узла в Калининской (Тверской) области. И только после войны, когда Прибалтийские республики уже прочно обосновались в составе СССР, ему наконец присвоили современное название – Рижский. Кстати, это самый поздний пример смены имени у столичного вокзала. Далее названия у железнодорожных терминалов не меняли.
А вот современный Савёловский вокзал – единственный из столичных, который получил первоначальное название просто по месту расположения – Бутырский. Ведь он находится прямо у Бутырской заставы. А наименование Савёловский пришло к нему в 1912 году, по селу Савелово (ныне часть города Кимры), расположенному в 130 км от Москвы, куда и вела эта ветка.Современную двухэтажность Савёловский вокзал приобрел только при перестройке в конце 1980-х годов. Фото: www.retromoscow.livejournal.com
Нам по пути!
Сайт Музея Транспорта Москвы