Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Музей Транспорта Москвы активно реставрирует свой будущий дом на Новорязанской улице, д. 27 и уже устанавливает на минус первый этаж экспонаты. В первую очередь вагоны метро, которые будут жить на специальной «станции», обустроенной в гараже Мельникова. Первым экспонатом, разместившимся в Музее Транспорта Москвы, стал вагон типа «В» — уникальный пример использования зарубежного подвижного состава в московском метро.
Фото: Музей Транспорта Москвы.
В московские туннели вагоны берлинского метро попали в первые послевоенные годы, когда начинался дефицит вагонов отечественной постройки. Столичный метрополитен не прекращал расширяться даже в годы войны, а вот производство новых поездов метро в подмосковных Мытищах прекратилось в 1941 году. Возобновление постройки ожидалось не ранее 1947 года.
Тогда возникла идея позаимствовать столь необходимые вагоны в метросистеме Берлина. Когда-то берлинские вагоны являлись прообразами для проектирования московских метропоездов, а значит мало отличались по внешнему виду и вполне подходили по габаритам.
Перед отправкой в Москву 120 вагонов выпуска 1927-1930 годов (немецкие вагоны были заметно старше советских) возникла проблема с их разновидностью. Вагоны делились на три серии (С1, С2 и С3), и в дальнейшем дробились на подварианты. Например, в версии С1 существовал уникальный поезд с четырьмя дверями в каждой боковине, при том что в остальных вагонах обходились тремя.
Но количество дверей было не такой уж существенной проблемой по сравнению с разнообразием типов привода и систем управления, которые подчас никак не сочетались друг с другом. Например, самый необычный вариант с карданным приводом ведущих осей в Москве даже переделывали в безмоторные прицепные вагоны, в связи с непривычными для московского метрополитена узлами.
Отделка интерьеров отличалась обильным использованиям дерева, им обшивали даже внутренние поверхности дверей. Фото: www. ru.wikipedia.org.
Другой проблемой оказалось то, что многие вагоны серьезно пострадали из-за подтопления берлинской подземки в 1945 году, и немало подвижного состава повредили при транспортировке.
В Москве вместо того, чтобы, заменив колесные пары на колею отечественного типоразмера, пустить поезда в эксплуатацию, занялись долговременным капитальным восстановлением немецкого подвижного состава. Заменили электрооборудование, системы управления, а главное, полностью переделали интерьеры под советские стандарты — оригинальные немецкие, выполненные в основном из пожароопасного дерева, утратили свой вид после всех перемещений и прочего.
Промежуточные прицепные берлинские вагоны часто не имели кабин машинистов или были снабжены их эрзац-подобием — сдвижной перегородкой, что не подходило по советским стандартам. В СССР требовалось, чтобы из каждого вагона можно было осуществлять управление составом в случае нештатных ситуаций. По этой причине внедрили отсутствующие посты управления, а также перемонтировали схемы управления пассажирскими дверями. В Берлине было принято, что в автоматическом режиме двери только закрываются, а за выход отвечают сами пассажиры.
С 1958 года вагоны типа «В» обеспечивали движение на наземной Филевской линии. Фото: www.dzen.ru.
В эксплуатацию первые восстановленные немецкие вагоны, получившие в Москве обозначение «тип В» (иногда его расшифровывали как «военный», но на самом деле это была лишь очередная буква после довоенных типов «А» и «Б») поступили в июне 1946 года на Кировскую (Сокольническую) линию. Они позволили усилить движение и сократить укороченные маршруты поездов, например, когда состав следовал не до конечной «Сокольники», а только до «Комсомольской».
Последние берлинцы влились в трудовую семью московского метро в 1948 году. Как раз к этому времени из Мытищ поступили первые послевоенные вагоны советского производства типа «Г» в количестве 29 штук.
В связи с наполнением подземных трасс новыми советскими составами «немцев» все чаще стали переводить в запасной резерв.
Есть мнение, что через пять-шесть лет активной эксплуатации берлинские вагоны начали ломаться, а запчастей к ним не было, что усугубляло проблему. В результате с 1953 года неисправные немецкие вагоны начали ставить в тупиковые пути «Киевской», закрытого с того же года участка мелкого заложения Арбатской линии.
В действительности же особых проблем с иностранцами не наблюдалось. Они регулярно ремонтировались и проходили модернизацию. Но к середине 1950-х годов стали просто лишними в парке московских вагонов метро.
Им нашли применение на первой в столице наземной ветке. Когда в 1958 году Староарбатскую ветку открыли вновь уже в составе Филёвской линии, движение по ней изначально обеспечивали как раз немецкие вагоны.
Судьба «берлинцев» все равно была печальной — скорое списание и дальнейшая разрезка на металл. Уже к маю 1961 года на пассажирской работе в Москве не осталось ни одного «немца», хотя в инвентаре столичного метро эти вагоны числились еще четыре года, забивая пути депо «Измайлово».
Определенное количество вагонов все же спасли, передав на хозяйственные нужды. Отдельные экземпляры уехали даже в другие метрополитены страны, где вагоны типа «В» никогда не эксплуатировались с пассажирами. Например, в Ленинград, куда передали сразу шесть немецких единиц.
До настоящего времени в Северной столице сохранился только один вагон серии «В», который когда-то был переоборудован в аккумуляторный электровоз, а после восстановления до оригинального берлинского состояния пополнил коллекцию исторического подвижного состава метро Санкт-Петербурга (именно он показан в начале статьи).
Один вагон, а точнее кузов от него, долгое время сохранялся в столичном депо «Красная Пресня». Это был вагон из редчайшей серии восьмидверных вариантов.
Сейчас этот уникальный метровагон находится в коллекции нашего Музея транспорта Москвы и совсем недавно был бережно спущен на подземный уровень будущего музея на Новорязанской улице. Чуть позже его ждет кропотливая реставрация с приведением до оригинального берлинского вида: чтобы жители и гости столицы могли узнать больше о существовании такой интересной странички истории нашего метро.
Столичный образец немецкого метровагона спускается на свое новое место стоянки на Новорязанской улице. Фото: Музей Транспорта Москвы.
Нам по пути!