Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На выставке Музея Транспорта Москвы «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра» в павильоне №26 «Транспорт СССР» на ВДНХ теперь представлены элементы электропоезда «Иволга». Кабина машиниста и фрагменты салона разместились в зоне «Трансмашхолдинга». Про этот поезд, звезду Московских центральных диаметров, стоит поговорить отдельно.
Фото: www.nyafoyo.ru
В эти дни мы отмечаем небольшую, но весьма важную дату — 4 года с того момента, как система пригородных железнодорожных перевозок Москвы начала переходить на совершенно другой уровень развития: 21 ноября 2019 года приняли пассажиров первые два диаметра — «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский».
С первых дней работы МЦД в их график движения удачно встроились современные составы под названием «Иволга». Что не удивительно, ведь программа создания отечественных поездов для городского движения стартовала на несколько лет раньше. Еще в ходе подготовки пассажирского движения на Малом кольце — будущем МЦК.
В отличие от летающей высоко пернатой иволги, движущиеся по рельсам «Иволги» существуют в разнообразном ассортименте.
Самый первый образец «Иволги» внешне довольно сильно отличался от нынешнего варианта. Фото: www.ttransport.ru
Перед создателями «Иволги» была поставлена весьма непростая задача — сделать универсальное семейство скоростных составов, одинаково пригодных для работы на городских, пригородных и межрегиональных маршрутах.
За проектирование «Иволги», или, говоря заводскими обозначениями, электропоезда ЭГ2Тв или ЭГЭ2Тв, взялся Тверской вагоностроительный завод, входящий в состав «Трансмашхолдинга». Прежде у тверчан не было опыта создания электропоездов (даже в советское время они делали вагоны для электричек только в безмоторном варианте) и им на помощь пришел Мытищинский «Метровагонмаш».
Первый опытный состав построили в 2014 году. С того момента «Иволги» прошли через несколько поколений-итераций, отличающихся комплектацией, планировкой салона и формой передней маски кузова.
Дебют «Иволги 4.0» на железнодорожном салоне в Санкт-Петербурге. Фото: www.tvz.ru
Сейчас принята к производству серия 3.0, в оснащении которой, к примеру, появились беспроводные зарядки для гаджетов. Летом этого года была представлена версия 4.0, которая отличается в первую очередь увеличенным количеством дверей в промежуточных вагонах.
Но мы пока отвлечемся от процесса внутреннего развития семейства и оценим инновации «Иволги» в более глобальном масштабе. Посмотрим, чем же «Иволга» отличается от других электропоездов.
Во-первых, «Иволга» — это полностью отечественный продукт, разработанный российскими инженерами. В ней изначально было запланировано максимальное количество компонентов отечественного производства, а сейчас этот показатель уже достиг 97%. Ориентация на российские комплектующие также позволяет закладывать более низкие тарифы на обслуживание и ремонт.
Во-вторых, и это главное, «Иволга» является первым отечественным проектом именно городского поезда. Эта кардинальное отличие от прочих российских электропоездов заключается не только в букве «Г» заводского индекса.
С самого начала поезд создавался как новый вид городского транспорта с возможностью быстрого ускорения и эффективного плавного торможения на коротких перегонах между станциями. Эти качества — залог выполнения расписания с очень небольшими интервалами между поездами.
Удобные индивидуальные кресла с анатомическим дизайном, множество информационных экранов, ручки и поручни призваны повысить удобство перемещения даже на небольших расстояниях. Фото: www.fabricators.ru
Также у «Иволги» широкие двери и нет отдельных тамбуров, отнимающих время при посадке-высадке (но для поездов более дальнего следования тамбуры легко можно поставить), салон снабжен вертикальными и горизонтальными поручнями.
При этом «Иволга» продумана и комфортна до мелочей. Например, в ходовой части за плавность передвижения отвечают пневмоэлементы подвески, как в лучших образцах скоростных поездов. Везде, где возможно, установлены информационные экраны и зарядки USB. В головных секциях предусмотрены крепления для велосипедов. В «Иволге 3.0» есть и терминалы для подзарядки индивидуального электротранспорта, например, электросамокатов.
Широкие возможности для модернизации и дальнейшего усовершенствования — еще одна сильная сторона «Иволги». Поезда строятся на универсальной модульной платформе, и вагоны раннего выпуска можно без особых сложностей модернизировать до более передовых стандартов. Этой особенностью пользуются заменяя маски на головных секциях ранних серий или увеличивая количество вагонов в поездах.
Производитель и эксплуатант чутко относятся к пожеланиям пассажиров. Так, благодаря хорошей обратной связи в новейших «Иволгах» вновь появились багажные полки, и были обустроены небольшие «мусорки».
Краткая инструкция по использованию новой «Иволги 3.0». Иллюстрация: www.mos.ru
Нам по пути!