Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Вагоны под многозначительным наименованием «Москва» стали для столичного метрополитена символом новой эпохи. В 1990-е годы выпустили первые вагоны «Яуза», с 2000-х начали выпускать поезда «Русич», с 2010-х — «Ока». И наконец, в 2017 году на рельсы метро встали поезда «Москва», а в 2020-м — «Москва-2020». О них я и расскажу в сегодняшней «Музейной среде».
Фото: www.msknovosti.ru.
Именно метровагоны «Москва» продемонстрировали качественный, масштабный рывок в совершенно новое измерение. Туда, где на каждом свободном пространстве в салоне размещались большие интерактивные дисплеи, и где можно легко зарядить телефон, найдя под рукой свободный разъем USB.
Новые метропоезда должны были стать наглядной витриной кардинально обновленного городского транспорта Москвы.
В каждой детали, в каждой мелочи новинку следовало сделать максимально удобной для пассажиров. Например, предусмотреть сквозной проход через все вагоны, снабдить более широкими дверями для ускорения входа и выхода пассажиров на станциях.Не следовало забывать и про внешний и внутренний дизайн, который сразу бы показал остро современную суть новых вагонов метро.
В начале был конкурс за право поставки. На него в 2013-2014 годах свои предложения представили как отечественные предприятия, так и иностранные фирмы.
Вариант приобретения для Москвы уже готовых вагонов иностранного производства не получил продолжения. Уже имевшийся опыт сотрудничества с зарубежными фирмами показал, что совместный продукт обходится дороже отечественного аналога. В отдельные немалые суммы будет входить приобретение запчастей и рутинное обслуживание.
Руководство метрополитена поступило очень разумно, выбрав полностью отечественное предложение от «Трансмашхолдинга» в лице мытищинского «Метровагонмаша», традиционного поставщика подвижного состава для московского метро.
«Метровагонмаш» предложил дальнейшее развитие его предыдущей продукции — поездов «Ока», которые поставлялись в столичный метрополитен.
Это была точка отсчета, вскоре внедрили совершенно новые концепции организации пассажирского салона и кабины машиниста. В интерьере поезда нового поколения применили мягкие подушки-опоры для стоящих пассажиров. И это была лишь одна из более чем 200 инноваций, внедренных в поезд нового поколения.
Мягкие подушки для прислонившихся к стене пассажиров показали совершенно новый подход к компоновке интерьера вагона. Фото: www.bangkokbook.ru.
Авангардный дизайн нового вагона, получившего имя «Москва» (это был выбор жителей столицы, проголосовавших на портале «Активный гражданин»), смогли оценить посетители ВДНХ осенью 2016 года. Вскоре после презентации мытищинский завод прекратил выпуск прежнего семейства «Ока» и приступил к исполнению контракта по поставке поездов нового поколения в Московский метрополитен. Первые восьмивагонные составы «Москва» пошли на обновление парка одной из самых популярных линий — Таганско-Краснопресненской. Сейчас парк этой линии на 100% состоит из этих вагонов.
Гораздо больше отличий было у модификации «Москвы», созданной в начале 2019 года для наземной Филевской линии. Особенности эксплуатации поездов на открытом воздухе привели к серьезным изменениям в комплектации «Москвы» для Филей.
Оформление передней части поезда «Москва». Фото: Департамент транспорта Москвы.
Эти вагоны первыми в московском метро получили кнопки адресного открывания дверей, чтобы пассажирам было проще обозревать окрестности — ведь большая часть линии проходит на поверхности, в головных вагонах сидения установили поперек движения.
Обновление вагонного парка столичного метро к 2018 году набрало впечатляющие темпы. К 2019 году изменения, предлагаемые для «Москвы», стали достаточно ощутимыми, чтобы усовершенствованный поезд получил отдельное обозначение «2019».
Внешне составы не изменились, перемены касались в первую очередь техники. Главным нововведением стало появление новой системы электродинамического торможения, позволяющей плавно остановить состав без применения пневматики.
Поезда стали удобнее для пассажиров: увеличились маршрутные табло над дверями, появились дополнительные поручни в районе входа-выхода, обивка сидений поменялась на привлекательную и прочную ткань.
На следующий год пришла пора еще более масштабного обновления в виде поездов «Москва 2020».
Сейчас поезда «Москва 2020» превратились в новый стандарт столичного метрополитена. Уже мало кто помнит, что три года назад 2020-е удивляли непривычно широкими (прибавка в 20 см) дверями и просторным проходом между вагонами (здесь ширина увеличилась с 1 до 1,6 м).
Эти изменения были отнюдь не косметическими, они потребовали серьезного пересмотра конструкции. Увеличение дверных проемов заставило переделать кузова вагонов и изменить концепцию работы дверей с прислонно-сдвижной системой (когда двери выходят за габариты вагона), перешедшей с поездов системы «Русич», на полностью сдвижной механизм.
Но если вы думаете, что на этой оптимистической ноте прогресс столичных метропоездов замедлился, вы глубоко ошибаетесь.
«Метровагонмаш» уже построил первый образец очередной модификации «Москва-2020» для поставок в 2024 году, а на 2026 год намечено появление еще более совершенных метропоездов. Мы замерли в нетерпении, ожидая новинок. А вы?
Сборка новой модификации вагона "Москва-2020" на «Метровагонмаше». Фото: www.mos.ru.
Кстати, недавно Музей Транспорта Москвы представил новые экспонаты на выставке «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра» в павильоне «Транспорт СССР» (№26) на ВДНХ. В экспозицию выставки добавили зону Трансмашхолдинга, включающую элементы интерьеров двух видов вагонов, выпускаемых на предприятиях компании: «Иволга 3.0» и «Москва–2020». На выставке также появился макет кабины машиниста с виртуальным тренажером, который имитирует управление самым современным поездом столичного метрополитена. Таким образом каждый посетитель выставки сможет попробовать себя в роли машиниста.