Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Относительно новое направление в отечественном туризме — поездки на ретропоездах. В прежние годы они в основном привлекали иностранцев, но сегодня с помощью силы пара познавать красоту родины полюбили и жители России. На самом деле подобных ретропоездов достаточно много, поэтому мы отобрали наиболее интересные для вас.
Фото: www.s-krylov.ru.
Наиболее популярный среди ретропоездов РЖД — «Рускеальский экспресс». Отходит от карельской Сортавалы и прибывает в природный парк Рускеала черед час и 10 минут. Во главе состава, как и полагается, — паровоз. А обычные, на первый взгляд, вагоны внутри стилизованы под XIX век. В этом же стиле одеты и проводники. Места в вагонах хоть формально купейные, но только сидячие. Cамое интересное в экспрессе на Рускеалу — вагон-салон, он же буфет с живой фортепианной музыкой. Благодаря ему ты словно окунаешься в аристократический железнодорожный быт полуторавековой давности.
Фото: www.Trip-for-the-soul.ru.
Приключения начинаются еще перед отправлением, когда пассажиры выгружаются из прибывшей из Санкт-Петербурга «Ласточки» на деревянную ретроплатформу со станционным колоколом.
А на конечной остановке, в Рускеале, помимо природных красот и мраморных каньонов, путешественников ждет еще один аттракцион: разворот паровоза с помощью механического круга. Это внушительное устройство, хоть и выглядит как рудимент из прошлого века, на самом деле было устроено здесь совсем недавно и не только для развлечения пассажиров.
«Фортепианный» вагон «Рускеальского экспресса». Фото: www.uploader-photo.ru.
Прежде приехавший вместе с поездом в Рускеалу паровоз не мог развернуться на станции, поэтому для обратной дороги из Сортавалы пригоняли еще один локомотив. А сейчас несколько минут — и паровоз уже готов катиться в противоположном направлении.
Если «Рускеальский экспресс» предлагает окунуться в атмосферу путешествий XIX века, то туристический поезд «Сочи» погружает в советскую железнодорожную романтику. Отправляется этот состав из Туапсе, далее делает промежуточную остановку в Сочи, а заканчивает свой маршрут уже на территории Абхазии в некогда престижных для советского отпускника Гаграх.
Вагоны в поезде вполне современные, но в их убранстве строго соблюден колорит железнодорожной эпохи времен СССР: стены вагонов украшают советские плакаты и гобелены, в вагоне-ресторане висят авоськи с бутылками, а на прилавок водружены настоящие железные магазинные весы. Меню тоже соответствующее, с кулинарными хитами прошлых лет.
Антураж вагона-ресторана в туристическом поезде «Сочи». Фото: www.foto-onlain.ru.
Если появится желание запечатлеть поездку не только в памяти, то в вашем распоряжении будет специальное фотокупе с тщательно воссозданным интерьером 1970-х годов. Для лучшего отражения той эпохи можно даже примерить элементы одежды прошлых лет.
А вот поездка по Кругобайкальской железной дороге — опыт совершенно иного уровня. Сам ретропоезд в этой поездке не главное. Он лишь средство передвижения. Передвигаясь по Кругобайкальской дороге вы одновременно будете любоваться непередаваемыми красотами самого большого озера в мире, а также восхищаться трудолюбием и упорством строителей дороги: ведь на Кругобайкалке можно насчитать до 39 тоннелей, несколько десятков мостов и виадуков. И все это было построено в самые первые годы XX века!
Из-за особенностей логистики одним поездам экскурсия по южной стороне Байкала не ограничивается: в комплекте идут паром через Ангару и автобус. А сам железнодорожный маршрут обычно начинается (или заканчивается) в Иркутске; другая конечная точка — порт Байкал.
Поездка по южной оконечности Байкала запомнится на всю жизнь. Фото: www.yoursite.ru.
До самого Байкала еще нужно добраться, а если хочется железнодорожной ретроромантики где-нибудь поближе, можно выбрать ретропоезд «Селигер».
В этом случае тоже будет полный набор соответствующих атрибутов: извергающий пар и дым паровоз во главе состава, ретровагоны классического зеленого цвета, промежуточная остановка на станции Куженкино — постройки начала XX века, где сохранилась для осмотра историческая инфраструктура.
Отходит «Селигер» от города Бологое, который находится ровно посередине пути между Петербургом и Москвой, поэтому время отправления и прибытия ретропоезда согласовано с расписанием «Сапсанов» и «Ласточек».
Еще один центр железнодорожного туризма — столица Урала Екатеринбург. Там курсирует сразу два ретросостава. Причем один, «Вечерний Екатеринбург», ведет исторический электровоз ЧС-2 1963 года выпуска, а второй, «Уральский экспресс», следует под привычной паровозной тягой. Объединяет эти два состава промежуточная остановка на станции Шувакиш.
Поездка на «Вечернем Екатеринбурге» уже второй год считается одним из главных новогодних приключений в столице Урала. Фото: www.e1.ru.
Интересный момент: вы не найдете эту станцию на старых картах. А все потому, что она была построена всего несколько лет назад специально для пассажиров ретропоездов, чтобы они во время поездки могли окунуться в атмосферу железнодорожного вокзального быта начала XX века.
После часовой остановки на Шувакише пути поездов разделяются: «Вечерний Екатеринбург» отправляется обратно в город, а вот «Уральский экспресс» следует далее — в один из крупнейших технических музейных комплексов мира. А точнее в музеи Уральской горно-металлургической компании, расположенные в городе Верхняя Пышма к северу от Екатеринбурга.
Но этот комплекс, включающий несколько зданий с исторической военной, авиационной и автомобильной техникой настолько велик, что о нем стоит поговорить как-нибудь отдельно.
Так и не скажешь, что ретростанция Шувакиш была построена всего несколько лет назад. Фото: www.ekaterinburg.alra.ru.
Нам по пути ❤️