Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Проверяя свой маршрут по схеме метро, мы даже не задумываемся о том, насколько это сложно — уложить в довольно компактный формат всю сеть Московского метрополитена. Сегодня как раз расскажу о секретах и истории столичных схем скоростного подземного транспорта.
Фото: www.triptonkosti.ru
Из подобия обычных карт, где подземные трассы проведены поверх улиц, к сложно структурированным графическим планам — такой путь прошли схемы большинства метрополитенов мира. По крайней мере те, у которых за плечами более полувека истории, включая и московский.
Каждая система в попытках изобразить структуру поначалу шла своим путем. Например, метрополитены Лондона и Нью-Йорка долгое время состояли из отдельных, принадлежащих разным владельцам линий, которые часто даже не имели пересадок. Маршрутные карты у каждой составляющей большого подземного города в таком случае были свои.
Уходить от частного к общественному, приводить слагаемые к общему знаменателю в Лондоне принялись еще в начале XX века, создавая первые карты, покрывавшие всю систему крупнейшего на тот момент в мире метро. Именно тогда на картах подземки впервые стал проявляться цвет, позволявший легко различать линии и их направления.
Но вот в Нью-Йорке на переход на цветную прорисовку линий решились только в середине XX века, практически одновременно с Москвой, где первая цветная схема метрополитена появилась в 1956 году.
Первая, считавшаяся официальной, схема Московского метрополитена была опубликована в брошюре «Что должен знать пассажир метрополитена» 1935 года издания. Фото: www.metro.ru
До первой половины 1950-х годов генеалогия схем Московского метрополитена была практически неизвестна. Они, конечно, существовали, но дошедшие до наших дней примеры обычно были опубликованы в путеводителях, прессе, энциклопедиях, и каждая на свой манер, без единого стиля.
В первые годы работы московского метро схемы вывешивались на станциях и были ориентированы в пространстве с развилкой первой линии, смотрящей вниз (целых три года движение на нынешней Сокольнической было организовано по вилочной схеме — с каждым вторым поездом до «Смоленской/Киевской»). Красным выделяли последнюю новинку — Кольцевую линию. Яркий цвет должен был привлечь пассажиров использовать кольцо в качестве основного пересадочного контура, разгружая тем самым трансферы в центре.
Первая цветная схема образца 1956 года — не слишком большое количество станций и линий позволяло использовать площадь достаточно вольно. Фото: www.dzen.ru
Еще одной отличительной чертой схем московского метро первых десятилетий было старание их создателей увязать расположение станций и протяженность линий с реальным планом города. Схема метро повторяла настоящую трассировку линий в соответствующем масштабе.
Подобный подход в мировой практике еще с 1933 года считался устаревшим. Именно в том году чертежник лондонской подземки Гарри Бек придумал каноническую схему-план метро. На смену реальным картам пришло графическое изображение, состоящее из горизонтальных, вертикальных и пропущенных под углом в 45 градусов прямых линий. Такая схема позволяла уместить на ограниченной площади максимум информации без потери удобства считывания. К изучению мирового опыта московское метро пришло в 1970-х годах, когда при прежней методике текущий набор станций и линий уже не умещался на листе.
Поэтому начиная с 1970 года витиеватый дизайн прежней эпохи заменили чистой геометрией. Если изначально линиям все же позволяли преломляться, то вскоре от этого отказались. С середины десятилетия московское метро представлялось исключительно концентрическим кольцом и идеальными прямыми радиальными ветками. Станции на схемах при этом располагались на равноудалённых отрезках.
Строгий геометрический стиль 1970-х годов позволил существенно упростить схемы. Фото: www. wiki.nashtransport.ru
Слом вроде бы удачной схемы произошел довольно быстро. Уже в 1979 году подготовили альтернативный вариант, нацеленный на встречу зарубежных гостей «Олимпиады-80». В нем кольцевую линию предельно вытянули вверх и вниз до формы овала. Это решение позволило максимально разрядить центральную часть схемы, наиболее интересную для туристов. Станции за пределами кольца группировали висящими на окончании веток гроздями.
Бытовала версия, что этот самый овал кольцевой линии являл собой стилизацию формы стадиона. Но вряд ли эта аллюзия на «Олимпиаду-80» реально имела место.
В любом случае идея оказалась не слишком удачной: в «олимпийской» схеме сильно исказились масштабы системы. Людям, не знакомым с Москвой, казалось при взгляде на эту схему, что кольцевая линия растягивалась аж до спальных районов, что в реальности было совсем не так.
Когда Олимпиада окончательно ушла в прошлое, схему метрополитена вновь попытались приблизить к реальности, вернув «кольцо» к привычной концентрической окружности и раздвинув расстояния между радиальными станциями.
Местами строгая геометрия радиальных линий получила изгибы: в бездушную схему словно пытались вдохнуть связь с настоящей жизнью. Попытка оказалась не самой удачной, так как далеко не все рисованные повороты трассы совпадали с реальными.
Пример не слишком удачного «олимпийского» обновления схемы. Фото: www.metro.ru
Это был тот самый случай изобретения велосипеда, который разрешили к 1988 году, перейдя к международному стандарту начертания подобных схем.
Главным отличием нового плана стало использование единого угла в 45 градусов для прорисовки всех наклонных линий. Этот прием, придуманный еще полвека назад Гарри Беком, позволил придать схеме московского метро стройный и законченный вид.
За исключением незначительных вариаций, схема времен «перестройки и ускорения» продержалась до 2005 года, как бы подчеркивая вневременной стиль её исполнения.
Однако метро Москвы ожидали новые бурные времена и под план глобального расширения сети требовалась новая схема. В результате проведенного конкурса был принят проект «Студии Артемия Лебедева».
На первый взгляд принципиальных отличий от предшественников у нее не наблюдалось. Но эта незаметность лишь подчеркивала гениальность задумки: схема была разработана с учетом перспективы наполнения будущими масштабными преобразованиями столичного городского транспорта.
Теперь мы каждый день наблюдаем в вагонах метро маленькое чудо — предложенная уже больше 10 лет назад схема продолжает без устали впитывать в себя все новые и новые дополнения столичного транспорта: новые введенные в строй станции, линии, МЦК и МЦД, транзит до аэропортов. При этом схема остается интуитивно понятной и не перегруженной информацией.
Разве это не признак гениального дизайна?
Схема с корнями в 1980-х годах успешно прожила почти четверть века, однако к новой эпохе столичного транспорта уже не подходила. Фото: www.metro.ru
Нам по пути!