Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Это небольшое судно давно превратилось в символ Москвы — как реки, так и города. Возьмите любую старую открытку с видами столичной реки, почти наверняка на ней вы увидите застекленный теплоход проекта Р-51 под именем собственным «Москва». В этом году легендарные суда отмечают свой 55-летний юбилей. Отличный повод, чтобы вспомнить их историю.
Фото: www.fleetphoto.ru
Появились пассажирские речные судна серии Р-51 из-за двух причин. Во-первых, стране нужны были типовые мелководные суда для региональных пассажирских перевозок. Простые, надежные и экономичные. А также способные, несмотря на невысокую скорость, принять на борт несколько сотен человек и подойти без проблем к любому берегу. То есть требовался водный аналог обычного пассажирского автобуса.
Второй причиной стала возросшая к началу 1960-х годов мобильность населения. Спрос на развлечения плюс немалый приток зарубежных туристов обуславливали необходимость создания специальных прогулочно-экскурсионных судов, которые бы обеспечили достойный комфорт и круговой обзор на коротких познавательных рейсах.
За экскурсионную специфику новых судов в первую очередь бились Москва и Ленинград. Хотя у города на Неве имелись свои особые требования из-за наличия каналов с очень низкими мостами.
«Нева» — ближайший родственник «Москвы», построенный всего в нескольких экземплярах. Фото: www.fleetphoto.ru
В итоге для Ленинграда в особом порядке построили суда серии «Нева» с пониженной надстройкой и постом управления в носу. Почти во всем, за исключением низкого силуэта, эти суда не отличались от базовой версии проекта Р-51 — той самой, что получит имя «Москва» и будет строиться для всей страны.
Разработку проекта Р-51 взяло на себя ЦТКБ Министерства Речного флота. Имя «Москва» для будущего судна было выбрано из-за главного заказчика и основного места постройки — Московского судостроительного и судоремонтного завода в Нагатино.
Проектирование теплоходов нового поколения велось с 1965 года и завершилось выпуском первого образца четырьмя годами позже. Чтобы понять насколько революционной стала новая серия, надо совершить небольшую историческую экскурсию.
Организованное пассажирское судоходство в границах Москвы появилось в 1931 году. Практически сразу же для нового вида транспортного сообщения были созданы особые суда: мелкосидящие, с двухъярусной пассажирской палубой, закрытой внизу и открытой сверху. Главная цель теплоходов, как вскоре окрестили новый сервис, заключалась в возможности увезти за раз как можно больше пассажиров.
Занималась постройкой этих судов Московская судостроительная верфь в Лужниках.
Несмотря на модный внешний вид, теплоходы «Москвич» не отличались особой вместимостью — они могли увезти не более 133 человек. Фото: www.fleetphoto.ru
Вплоть до 1936 года пассажиропоток на водных артериях Москвы непрерывно возрастал, пока не замер на отметке в 5 миллионов человек в год. На большее уже не хватало провозной способности. Поэтому на пристанях, несмотря на довольно плотное расписание, нередко скапливались очереди на посадку.
Другой проблемой было несовершенство судов. Технологии лужнецкой судоверфи в основном подразумевали применение дерева при постройке, а значит никакого технического совершенства и стремительных обводов, способных украсить водный пейзаж.
Ситуацию смогли исправить только после войны, когда на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в Нагатино началось производство теплоходов проекта 544, получивших имя собственное «Москвич».
Те стремительные с виду кораблики быстро завоевали популярность на множестве акваторий Советского Союза. Но, к сожалению, «Москвичи» не победили главную проблему своих предшественников: тесноту и малую пассажировместимость. Проект 544 перевозил пассажиров даже меньше, чем довоенные теплоходы, а с нижней палубы из-за небольших окон обзор на окрестности был довольно проблематичным, что для экскурсионной работы не подходило.
Моторное отделение на «Москве» перенесли из центра судна в корму, что помогло серьезно улучшить комфорт путешествия. Фото: www.fishki.net
Теперь становится понятно, с каким восторгом смотрели речники на новый тип теплоходов, появившихся в 1969 году. Только в длину судно «Москва» превосходило былого «Москвича» в 1,5 раза и в плотной компоновке пассажирских мест могла увезти до 350 человек. И это был не предел: на коротких линиях и в случае экстремальных ситуаций «Москва» могла принять еще сотню стоящих пассажиров.
При этом путешествие протекало гораздо комфортнее, чем у предшественников. В нижнем застекленном салоне с панорамными окнами в носу размещались мягкие кресла с откидными столиками: точно такими же как на скоростных «Ракетах» и «Метеорах».
Внутри было гораздо тише, благодаря перенесенным в корму двигателям. Их у «Москвы», кстати, было два, в отличие от одномоторного «Москвича», что серьезно повышало надежность и маневренность судна. Это было совсем не лишним при швартовке в стесненных условиях.
Удачная компоновка позволяла причаливать любым способом. Не являлся проблемой и подход к необустроенному месту — в этом случае судно утыкалось в берег носом и высаживало пассажиров через передние сходни.
Помимо экскурсионной работы, «Москва» при столь универсальном характере нашла себя и на обычных пассажирских перевозках, обслуживая города и поселки не только на Волге, Москве-реке и в прочих обжитых местах, но и в самых удаленных частях страны. Для доставки судна к месту службы очень пригодилась его модульная конструкция: из изготовленных в Москве частей кораблик потом собирали местные предприятия. Таких в стране было несколько: от Белорусской ССР и до Дальнего Востока.
Теплоход «Москва» в Будапеште. Фото: www.jintravel.com
Удачное судно не могло пройти и мимо внимания зарубежных заказчиков. Отдельные экземпляры советского теплохода нашли клиентов во Франции, Норвегии и Исландии, где до сих пор на одном из озёр трудится теплоход названный «Lagarfljotsormurinn» в честь мифического водяного змея, который по легенде обитает в этом водоеме.
Выпуск теплоходов «Москва» продолжался до 1994 года. С модернизациями он мог пойти и дальше, если бы не крах системы централизованной закупки судов для речного флота.
Дальнейшей модернизацией уже выпущенных экземпляров «Москвы» занялись эксплуатанты, удлиняя надстройки, повышая комфорт, но чаще всего переделывая теплоходы в экскурсионные плавучие рестораны. До сих пор в строю, например, «Москва-1», выпущенная в 1969 году. Несмотря на появившиеся возможности заказа новых корабликов, многие владельцы этой советской серии не спешат расставаться с ней, и мы до сих пор можем увидеть силуэты «Москвы» на реке.
Вы будете удивлены, но это тоже «Москва», только после очень глубокой модернизации. Фото: www.fleetphoto.ru
Нам по пути!