Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
115 лет назад был построен первый серийный образец автомобиля марки «Русско-Балтийский». В обиходе — «Руссо-Балт». Попытки наладить серийное производство русских машин предпринимались и прежде, но именно РБ стал наиболее известным и знаковым из них.
Фото: www.Bostonkrugozor.com
В 1909 год Российская империя начинает оживать после кризиса, вызванного Русско-Японской войной и революционными событиями 1905 года. Растет производство, люди в больших масштабах начинают приобретать автомобили.
Покупают машины зарубежных марок. Так как русские заводы с момента прекращения автомобильного производства петербургским «Лесснером» в 1909 году играть в дорогую и непредсказуемую забаву под названием автомобилестроение особо не желают.
К тому же, правительство устанавливает минимальные пошлины на ввоз в страну иностранных машин целиком и одновременно жестко тарифицирует импорт запасных частей к ним. А ведь автомобиль — предмет сложносочиненный. Довольно трудно производить его в одном месте целиком. Многие комплектующие приходилось покупать за границей, например, карбюраторы или системы зажигания не производились в Российской Империи.
Самый первый «Руссо-Балт» модели 24-30, еще не оснащенный кузовом. Фото: www.flectone.ru
Тут на автомобильную сцену выходит Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Он декларирует, что будет производить автомобили, созданные специально для русских дорог и собранные исключительно из отечественных комплектующих.
Основания для столь смелых заявлений у предприятия были. Расположенный в Риге (на конец 19-го века Рига четвертый по численности населения город империи, после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы) завод представлял собой одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны.
Основной продукцией РБВЗ считались железнодорожные вагоны, товарные и пассажирские, производством которых в определенный момент он покрывал 97% потребностей государства. Помимо вагонов выпускалось много всего: от сноповязалок до стационарных нефтяных двигателей.
Когда выпуск вагонов к 1907 году из-за описанной выше экономической стагнации сократился в несколько раз, а в совете акционеров было выдвинуто предложение о том, что мы сегодня бы назвали диверсификацией бизнеса.
Общий вид Русско-Балтийского вагонного завода по состоянию на 1909 год. Фото: www.dzen.ru
В качестве нового направления производства предложили перспективное автомобилестроение и аэропланостроение.
Чтобы избежать проблем, выпуск автомобилей в Риге решили налаживать с участием более опытных в этом деле зарубежных партнеров — бельгийской фирмой «Фондю». Она, как и РБВЗ, занимаясь производством железнодорожной техники, совсем недавно тоже решила разнообразить источники доходов выпуском автомобилей.
«Фондю» продали наборы чертежей с упором на модель 24-30, по размерам и конструкции наиболее подходящую для дорог России. А вместе с документацией в Ригу отправился и молодой швейцарский инженер Жюльен Поттера, создатель автомобилей «Фондю», призванный помочь с налаживанием выпуска их аналогов в Риге. Первый образец «Руссо-Балта» выкатился на улицы Риги в июне 1909 года и почти сразу же совершил рекламно-испытательный пробег в Петербург.
Так как главным рынком сбыта правление РБВЗ резонно считало столичный Петербург, там основали отделение завода с собственной сервисной станцией. Фото: www.mirtesen.ru
На основе привезенных Поттером знаний в дебютном 1909 году «Руссо-Балт» расширил модельный ряд уже до трех машин: к условному автомобилю среднего класса 24-30 добавились младшая модель 12-15 и роскошная 40-60.
С 1911 года ради большего порядка в обозначениях моделей перед цифрами стали ставить буквы. Например, К и С обозначали легковые модели младшего и среднего классов, а Д, М и Т — легкие, среднетоннажные и тяжелые грузовики.
За небольшой срок «Руссо-Балт» сумел предложить потребителям вполне серьезный модельный ряд, который к тому же постоянно обновлялся. Автомобили, ввиду отсутствия конвейера, строили партиями. Внутри каждой сохранялась взаимная унификация и стандартизация примененных деталей, что являлось редкостью в те времена.
Но смогли ли «Руссо-Балты» привлечь к себе покупателей? Увы, но лидером российского автомобильного рынка новый отечественный производитель так и не стал. Большинство «Руссо-Балтов», как машин почти целиком собранных из отечественных деталей (импортными оставались лишь магнето, свечи зажигания, карбюраторы, радиаторы и подшипники), приобреталось казной для гражданского и военного применения. В русскую армию ушло подавляющее число «Руссо-Балтов» (402 из 623).
«Руссо-Балт С24-30» 1912 года выпуска в исполнении для русской армии. Высокая корзина на подножке предназначалась для офицерских клинков. Рисунок: Александр Захарова. Фото: www.zr.ru
А вот обычные покупатели «русский автомобиль для русских условий» не жаловали, предпочитая приобретать машины иностранных марок, в основном немецких.
Тем не менее в среде русской аристократии находились люди, которые своим примером поддерживали отечественный автопром: «Руссо-Балты» появились в гаражах экс премьер-министра графа Сергея Юльевича Витте, ученого-геофизика и по совместительству князя Бориса Борисовича Голицына, нефтепромышленника Эммануила Людвиговича Нобеля. Два «Руссо-Балта» приобрел даже высочайший гараж Императора Николая II. Правда, самого царя русские машины не возили, а были отданы на откуп свите.
«Руссо-Балт С24-55» перед отъездом на ралли Монте-Карло 1912 года, где он занял девятое место в общем зачете. Фото: www.drive2.ru
А потом была война и критическая для РБВЗ эвакуация из прифронтовой Риги в августе 1915 года в разные города страны. После убытия из родных мест завод так и не восстановился в прежнем качестве. Хотя изначально существовал четкий план перебазирования. Например, под новый автомобильный «Руссо-Балт» был выкуплен участок земли в подмосковных в то время Филях и там началось возведение производственных корпусов.
Но первые советские «Руссо-Балты» в Москве собрали только в 1922 году. После нескольких сделанных экземпляров дальнейшее производство отдали на Второй бронетанковоавторемонтный завод, где штучная сборка продолжалась до 1926 года, после чего оригинальная истории «Руссо-Балта» завершилась.
Но знаменитая в прошлом марка не забыта и время от времени энтузиастами проводятся попытки возрождения былой славы «Руссо-Балта», хотя пока и без особенных успехов.
Единственный полностью комплектный «Руссо-Балт К12-20» сохраняется в запасниках Политехнического музея Москвы. Есть еще пожарный «Руссо-Балт» в Риге, но он оригинален лишь на треть. Фото: www.drive2.ru
Нам по пути!