Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Вокзалы, как известно, — лицо города. А в нашей любимой столице их насчитывается целых десять. Давайте немного углубимся в эту тему и посмотрим, чем живут сейчас вокзалы Москвы, чем они интересны в историческом плане и чем порадуют в будущем.
Классические вокзалы Москвы. До появления Восточного их более 100 лет насчитывалось девять. Фото: ru.pinterest.com.
Десять вокзалов на один город — это почти мировой рекорд. А вот по размерам этих вокзалов, Москва по праву занимает первое место. Что вообще можно считать вокзалом? В классическом понимании, мы предполагаем так: это пункт отправления прежде всего для поездов дальнего следования, в настоящем или в недавнем прошлом. Как, скажем, с Савеловским или Рижским вокзалами, где сейчас дальних поездов нет, но они там были и отправлялись оттуда довольно продолжительный срок.
Продолжая разговор про столичные вокзалы, давайте условимся: здесь не будет пространных рассуждений про архитектуру, иначе мы просто увязнем в этой бесконечной теме. Ведь практически каждый вокзал Москвы перестраивался, надстраивался, в общем, подводился к реалиям и требованиям текущей транспортной системы.
Что неудивительно, ведь практически всем вокзалам столицы, за исключением новейшего Восточного, сейчас более 100 лет. Оттого вокзалы, даже будучи признанными памятниками архитектуры, все равно подвергаются изменениям. Например, как сейчас Ленинградский, старейший в столице (работает с 1851 года).
Комплекс на Комсомольской площади, состоящий из трех вокзалов (и это не считая станцию МЦД) — явление уникальное в мировой практике. Не удивительно, что этот транспортный комплекс непрерывно совершенствуется уже больше века. Фото: www.parkovkanavokzale.ru.
Ремонт Ленинградского вокзала не затронет, безусловно, его канонический фасад работы Константина Тона, но подвергнет модернизации то, что находится за ним — в первую очередь в плане улучшения связей с транспортным хабом площади Трех вокзалов.
Промежуточная остановка ВСМ также запланирована на станции Рижская. Так что Рижский вокзал, только-только введенный в эксплуатацию после реконструкции и снова отправляющий и принимающий пригородные электрички, станет часть большого транспортного хаба. Которому уже сейчас диверсифицируют транспортные связи, запланировав восстановление трамвайного движения по Трифоновской улице.
Масштабы реконструкции Курского вокзала и прилегающего к нему путевого хозяйства просто не имеют аналогов в новейшей истории Москвы. Фото: www.shtampik.com.
Как вокзалы прошлого превращаются в современные многофункциональные транспортные терминалы будущего, мы можем наблюдать по реконструкции Курского. Кстати, наименее ценного в историческом плане, так как его фасад был кардинально изменен в 1970-е годы. Важный и для дальнемагистрального сообщения, и для пригородных перевозок Курский вокзал находится прямо в центре города на Садовом кольце, что сделало его идеальной основой для создания мощного пересадочного узла включающего два диаметра МЦД.
Некогда в Москве существовал отдельный Нижегородский вокзал, находившийся в районе Абельмановской заставы. Но объединение Курского и Нижегородского направлений в конце 19-го века с общим новым вокзалом (который в первые годы существования и назывался Курско-Нижегородским) привело к упразднению ставшего неактуальным ответвления со своим пассажирским отделением.
Уже тогда, более сотни лет назад, Курский вокзал обозначил свое предназначение как многовекторный хаб: находящийся на перекрестке важных городских связей и объединивший две прежде разрозненные железные дороги.
Ну, а пока современный нам с вами Курский вокзал углубляется и расширяется (новый подземный трансферный зал и новые посадочные платформы жизненно необходимы этому мощному пересадочному узлу), часть функций старого терминала по обслуживанию транзитных поездов дальнего следования и отправлению составов в направлении Нижнего Новгорода взял на себя совершенно новый Восточный вокзал. Сооруженный в рекордные сроки в пределах станции Черкизовская. Кстати, особенностью Восточного вокзала является его связь с МЦК — уникальная для железнодорожных вокзалов Москвы.
Компактный и удаленный от центра, но при этом легко доступный благодаря скоростному городскому транспорту — Восточный вокзал демонстрирует совершенно новые принципы возведения железнодорожных терминалов. Фото: www.tvzvezda.ru.
В переносе станций отправления подальше от перенаселенного центра нет ничего особо нового. Павелецкий или Савеловский вокзалы век с лишним назад тоже строились на значительном удалении от центра, фактически находясь на тогдашней границе города.
Интересно, что масштабные реконструкции этих вокзалов были проведены почти одновременно в 1980-х годах и, пожалуй, являлись наиболее серьезными переделками вокзальных зданий на тот момент. Например, внутренние объемы Павелецкого вокзала расширили в шесть раз, поглотив даже прежде стоящий отдельно входной павильон станции метро. А Савеловский хоть и не помышлял об пассажиропотоках Павелецкого, но также был важен в своем основном пригородном предназначении и поэтому получил надстройку вторым этажом.
Кстати, Савеловский последним среди московских вокзалов обрел связь с метро. Это произошло только в 1988 году.
При этом Киевский вокзал с прошлого сезона предлагает другой уникальный трансфер — по Москве-реке на речном электросудне. Пристань находится всего в 300 метрах от терминала.
Так что железнодорожные вокзалы Москвы, пускай и остаются внешне такими же как 100 с лишним лет назад, совсем не отстают от ритма современного мегаполиса.
У пристани Киевского вокзала появился терминал электрических речных «Синичек» — это единственный вокзал столицы предлагающий водный трансфер. Фото: www.cruiseinform.ru.
Нам по пути!