Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня поговорим о том, как в столице появились Московские центральные диаметры и стали одним из ключевых объектов системы городского транспорта.
Два первых маршрута МЦД появились в 2019 году: МЦД-1 соединил станции Одинцово и Лобню, а МЦД-2 — Нахабино и Подольск. Это событие стало началом новой эры пассажирского транспорта Москвы и области.
Запуску диаметров предшествовала масштабная подготовительная работа. Был проведен учет путевого хозяйства: так называемое «тактовое» движение поездов МЦД не должно было расстроить графики движения других составов, строились и модернизировались остановочные пункты, а также специально для диаметров создавались новейшие электропоезда «Иволга». Это были самые масштабные работы в истории московского железнодорожного узла.
Фото: Пресс-служба Департамента транспорта
Ради нового графика движения переделывались даже капитальные сооружения. Например, знаменитый Каланчевский путепровод. Фото:
Столь серьезная трансформация железнодорожного сообщения проводилась для того, чтобы создать новый городской транспорт и полностью интегрировать МЦД в систему городского транспорта Москвы: организовать быстрые и бесплатные пересадки на другие виды транспорта, сделать оплату проезда по карте «Тройка» и обеспечить минимальные интервалы между поездами.
С появлением МЦД москвичи получили сразу две, а после запуска в августе-сентябре 2023 года МЦД-3 и МЦД-4 уже четыре, новых линии наземного метро, уходящего в пригороды столицы.
Кстати, идеи будущего МЦД вначале были опробованы на Московском центральном кольце. Успешный запуск МЦК в 2016 году сразу показал перспективность трансформации обычных железнодорожных линий в аналог наземного метро.
Идея железной дороги, проходящей через город, существовала еще с начала ХХ века. Первые высказывания о возможности запуска сквозных городских поездов через всю Москву прозвучали еще до Октябрьской революции, а затем в 1920-30-х годах. Идею городской электрички отразили даже в генеральном плане развития столицы от 1971 года. Но к практической реализации не придвинулся ни один из перечисленных проектов.
Московский городской вокзал Площадь трёх вокзалов D2 и D4 сделан с определенным художественным изяществом.
При всей кажущейся простоте запустить в мегаполисе сквозное пассажирское движение в непрерывном тактовом режиме оказалось непросто даже при наличии таких удобных транзитов как Алексеевская соединительная ветвь.
Можно вспомнить, что и прежде через Алексеевское соединение ходили транзитные электрички между Курским и Рижским или Савеловским и Смоленским направлениями. Но те электропоезда ходили по своему расписанию и без интеграции с другим городским транспортом, что исключало их из повседневной жизни города, даже если поезда проходили его насквозь.
Вместе с МЦД быстро прогрессируют и созданные под эту систему электропоезда «Иволга»: сейчас производятся составы уже четвертой итерации.
Сейчас на МЦД совершается более 1,4 млн поездок, а внутри Москвы до 385 тыс. Московские центральные диаметры разгрузили ближайшие линии метро и дороги города, а также сделали отдаленные районы столицы и Подмосковья гораздо ближе.
Современные вокзалы из стекла и бетона — новое лицо столичного железнодорожного транспорта.
Нам по пути!