27 ноября

Этот транспорт позабыть нельзя

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

45 лет назад, в ноябре 1979 года, на телевизионных экранах страны впервые показали пятисерийный художественный фильм «Место встречи изменить нельзя». Легендарная картина подарила зрителям не только яркие характеры сотрудников милиции послевоенной Москвы, но и дала возможность понаблюдать за жизнью столицы тех лет и увидеть интересный исторический транспорт. 

Фото: dzen.ru

Бюджет у многосерийного телефильма был небольшой. Поэтому режиссеру Станиславу Говорухину и художнику-постановщику Валентину Гидулянову  приходилось во многом импровизировать, чтобы получить достоверную картину.

Все сцены фильма «Место встречи изменить нельзя» с трамваем снимались в единственном вагоне модели КМ 1930 года выпуска с инвентарным номером 2170. На момент съемки это был единственный ходовой образец довоенного трамвая серии КМ в Москве. Сейчас он является одним из экспонатов коллекции Музея Транспорта Москвы. Впервые вагон 2170 появился в кино на съемках фильма  «Солнце светит всем» 1959 года, а затем в его фильмографию вошли, помимо «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодная весна пятьдесят третьего…», «Мастер и Маргарита» Юрия Кары.

Трамвай серии КМ, инвентарный номер 2170, не проходил к моменту съемок никаких реставраций. Фото: (с) Одесская киностудия.

А вот «бандитский» фургон-хлебовозку на базе «полуторки» ГАЗ-АА для съемок в «Место встречи изменить нельзя» пришлось даже снимать с постамента. В начале 1970-х годов старую машину увековечили как памятник в честь  водителей, которые доставляли хлеб в булочные Москвы в самые сложные дни обороны столицы осенью 1941 года. 

Памятник находился на территории автокомбината № 23 «Мосхлебтранса». Однажды фургон 1938 года выпуска попался на глаза съемочной группе, которая искала по всей Москве подходящий транспорт для «Черной кошки». Оригинальный довоенный хлебный фургон показался идеальным выбором.

Как уговаривали руководство автобазы на демонтаж «полуторки» с постамента — отдельная история. В итоге машину сняли с каменных подмостков краном, привели в порядок, поставили на ход, а после окончания съемочного процесса вернули на место.

Ставшая знаменитой на всю страну «хлебовозка» более 10 лет стояла под открытым небом, пока в постперестроечные времена автобазу не ликвидировали вместе с монументом. Но легендарная «полуторка», к счастью, не пропала.

ГАЗ-АА забрали и восстановили неравнодушные люди. Теперь заслуженный хлебный фургон можно наблюдать на разных выставках и мероприятиях, в том числе организованных Музеем Транспорта Москвы.
Так как кадры из фильма всем известны, я решила показать легендарную «хлебовозку» в её изначальной роли памятника. Фото: zr.ru

Один из кульминационных моментов фильма — погоня по ночной Москве за бандитским «Судебеккером». Трехосный военный грузовик поставлялся во время Второй мировой войны в СССР по ленд-лизу — всего было ввезено почти 190 тысяч машин этой марки. Благодаря внушительному количеству даже спустя 30 лет после окончания войны «Студебеккер» было не сложно достать. Съемки момента падения грузовика в Яузу были сложными. Сначала никак не могли завести грузовик, который должен был толкать «Судебеккер» к реке, из-за чего упустили минуты «режимного света», а в процессе выполнения самого трюка чуть было не погибли два каскадера. 

Из-за характеристик пленки тех лет ночные сцены приходилось снимать в так называемом «режимном» свете: это буквально последние 5-7 минут перед самым закатом. Фото: (с) Одесская киностудия.

Главный автомобильный персонаж сериала — милицейский автобус по прозвищу «Фердинанд». Оно было взято из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», на котором основан фильм: в книге так назывался трофейный немецкий автобус марки «Опель». Для фильма в конце 1970-х годов найти трофейный автобус в Москве было невозможно, поэтому взяли то, что приглянулось в гараже «Мосфильма» — довоенный автобус с укороченным кузовом типа «Стандарт» столичного производства, установленным на стандартное шасси грузовика ЗИС-5.

Первый раз будущего «Фердинанд» кинозрители увидели еще в 1968 году в фильме «Любовь Серафима Фролова». С тех пор основной специализацией машины стали кинокартины про  войну — в 1970-е годы, в канун 30-летия Победы, эта тема была очень востребована. Отсюда и зеленый цвет, и армейские номера на бортах автобуса «Фердинанда», которые видят зрители в сериале «Место встречи изменить нельзя». После съемок «Фердинанд» продолжал появляться в фильмах до 1990-х годов. Сейчас автобус можно увидеть в Музее киноконцерна «Мосфильм».

Роль шофера Копытина сыграл фронтовик Алексей Миронов — он водил автобус самостоятельно, без дублера. Фото: drive2.ru

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы